Самооценка ниже среднего

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

Общительность – способность легко входить в общение.

Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

Откровенность – открытость, доступность для людей.

Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Гордость – чувство собственного достоинства.

Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

Веселость – беззаботно-радостное состояние.

Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

Нежность – проявление любви, ласки.

Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

Инструкция к тесту

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту

Обработка результатов теста

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; dбудет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №4 нужно подсчитать d 2 по каждому качеству.

В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480

studfiles.net

Презентация "Самооценка личности, тест"

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств.

Межличностные отношения, общение.

  • Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  • Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  • Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  • Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  • Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  • Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  • Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  • Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  • Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  • 11.Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

  • Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  • Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  • Общительность – способность легко входить в общение.

    15.Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

  • Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

    17.Откровенность – открытость, доступность для людей.

    18.Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

    19.Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

    20.Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

  • Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  • Гордость – чувство собственного достоинства.
  • Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  • Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  • Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  • Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  • Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  • Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  • Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  • Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  • Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  • Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  • Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  • Настойчивость – упорство в достижении целей.

    15.Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

    16.Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

    17.Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

    18.Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

    19.Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

    20.Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

    • Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
    • Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
    • Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
    • Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
    • Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
    • Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
    • Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    • Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    • Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    • Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
      • Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
      • Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

        13.Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

        14.Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

        15.Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

        16.Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

        17.Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

        18.Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

        19.Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

        20.Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

        IV. Переживания, чувства

      • Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
      • Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
      • Веселость – беззаботно-радостное состояние.
      • Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
      • Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
      • Нежность – проявление любви, ласки.
      • Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
      • Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
      • Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
      • Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
      • Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
      • Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
      • Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
      • Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
      • Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
      • Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
      • Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
      • Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
      • Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
      • Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

      Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные Вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Подчеркните это качество! Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    • Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

    2) Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И) (качества, выписанные на первом этапе),

    3) Вычислите их процентное отношение:

    Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

    Адекватная самооценка соответствует двум позициям (уровням) психодиагностической шкалы: «средней», «выше среднего».

    uchitelya.com

    Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

    1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
    2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
    3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
  • Межличностные отношения, общение.
    1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
    2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
    3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
    4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
    5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.
    6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
    7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
    8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
    9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
    10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
    11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
    12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
    13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
    14. Общительность — способность легко входить в общение.
    15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
    16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
    17. Откровенность — открытость, доступность для людей.
    18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
    19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
    20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
    21. Поведение.
      1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
      2. Гордость — чувство собственного достоинства.
      3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
      4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
      5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
      6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
      7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
      8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
      9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
      10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
      11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
      12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
      13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
      14. Настойчивость — упорство в достижении целей.
      15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
      16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
      17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
      18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
      19. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение.
      20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
      21. Деятельность.
        1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
        2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.
        3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
        4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
        5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота.
        6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
        7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
        8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
        9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
        10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
        11. Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
        12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.
        13. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
        14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
        15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.
        16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
        17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
        18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
        19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
        20. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
        21. Переживания, чувства.
          1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
          2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
          3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
          4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
          5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
          6. Нежность — проявление любви, ласки.
          7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
          8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
          9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
          10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
          11. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство.
          12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
          13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
          14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
          15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
          16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
          17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
          18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
          19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
          20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
          21. Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

            1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

            2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:

            Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

          22. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
          23. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.
          24. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.
          25. где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум ( Ri1 = 1 ), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20).

          26. Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n — n) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции:

            psylist.net

            Самооценка и смирение

            Фото: Анатолий Заболоцкий / Expo.Pravoslavie.Ru

            Обратившись ко взглядам психологии на нормы самооценки, мы узнаем, что психически здоровый человек всегда оценивает свои способности немного «выше среднего». С точки зрения психологии, это является необходимым признаком здоровой психики, поэтому так и называется – здоровая самооценка. О необходимости соблюдения этого условия нам приходилось слышать и от православных психологов. На вопрос о том, как же это условие согласовать с необходимой для нашего спасения добродетелью смирения, они лишь недоуменно разводили руками. Заниженная самооценка влечет за собой шлейф из комплексов неполноценности, депрессивные состояния и, как следствие, психические отклонения, алкоголизм, наркоманию и суицид.

            Но как принять это положение, будучи православным человеком? Ведь согласно святым отцам, без смиренномудрия остается недостижимой не только святость, но и спасение вообще. Именно смирение является необходимым основанием христианского совершенства, так что, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, христианское совершенствование есть, прежде всего, совершенствование в смирении, «то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей»[1]. О том же учат все святые отцы, согласно которым для спасения необходимо уничижение, заключающееся в том, чтобы «быть ниже бессловесных»[2].

            Получается, что, с точки зрения психологии, любой христианский святой, да и просто христианин, стремящийся к духовному совершенству, является психически нездоровым. Для верующего человека это положение неприемлемо. Конечно, здесь можно вспомнить призыв апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19). Но всё же у апостола идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего мира, а не о психическом здоровье. Что же касается психики, то святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья. С православной точки зрения, все мы в той или иной степени душевнобольные, и лишь приближение к Богу, а, следовательно, и к святости несет душевное оздоровление. Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.

            Православное решение этой проблемы можно представить следующим образом.

            Для человека в обычном состоянии, которое в святоотеческой терминологии называется нижеестественным, но большинством из нас воспринимается как естественное, является нормой стремление к комфорту, покою, гарантиям. С психологической точки зрения некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной. С одной стороны, я не ангел и не идеал, что тоже не слишком комфортно и довольно обременительно, поскольку ответственно, с другой – я лучше многих явно порочных людей. Такая самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д. И наоборот, заниженная самооценка ведет к потере радости и смысла жизни, ко всем отрицательным последствиям, о которых было упомянуто выше.

            На первый взгляд, христианская установка на смирение должна напрямую вести к следствиям такого рода. Да и как, казалось бы, может быть иначе? Если ты считаешь себя «в чувстве сердца хуже и ниже всех людей» и ставишь «ниже бессловесных», признаешь себя по своим грехам достойным всяческих наказаний и вечных мук или даже, как известный сапожник из Александрии, полагаешь, что «все спасутся, один я погибну», то чего можно от тебя ожидать, кроме пребывания в состоянии глубокой депрессии?

            Тем не менее в христианах, и прежде всего в лучших из них, мы этого как раз и не находим. Они полны энергии, бодры и не только радостны сами, но способны утешить и зарядить своей радостью других.

            Объяснение этому можно найти в продолжении приведенной выше святоотеческой фразы, а именно: уничижение заключается в том, чтобы «быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны» [3] . Эту фразу можно растолковать следующим образом: «По своей греховной жизни я пал ниже скотов, но, поскольку скоты не подлежат суду Божию, я надеюсь, что Господь по Своему милосердию не осудит и меня ничтожного».

            Вера в милосердного и любящего Бога и Отца держит человека «на плаву», не дает ему раствориться в бездне отчаяния, разверзающейся в душе от созерцания собственной греховности.

            Этот рецепт духовного роста (то есть видение своих грехов и надежда на спасение лишь по Божией милости) универсален, и его придерживались все православные святые. Вышеупомянутый Оптинский старец Амвросий, при том что полагал христианское совершенствование как возрастание в смирении, на вопрос: «Как жить?» – давал вполне жизнерадостный ответ: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» [4] .

            Тот же смысл мы находим в Божественном ответе на мольбу почти уже отчаявшегося в надежде на Божие снисхождение преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» [5] .

            Покаяние, «печаль по Бозе», плачь о своих грехах являются необходимым «фоном» жизни христианина. Познание своих грехов и страстей святые отцы объявляли выше многих добродетелей, выше дара чудотворения и способности видеть ангелов. «Восчувствовавший грехи свои, – писал преподобный Исаак Сирин, – лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу миру своим лицезрением. Кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившихся видеть ангелов» [6] .

            Основная трудность здесь заключается в том, что видение своих грехов не является лишь неким интеллектуальным актом, только признанием своей греховности. Видение грехов влечет за собой мучительное и даже, выражаясь современным языком, шоковое состояние, в которое входит человек, когда Господь открывает ему явным образом, по выражению святителя Филарета (Дроздова), «бездну его собственного ничтожества» [7] . Без живой веры в Бога, без Божественной помощи эти состояния невыносимы для человека, и прежде всего для человеческой психики.

            То есть самоуничижение и самоосуждение не только мучительны, но и гибельны для человека, если не уравновешены верой и надеждой на безграничное Божие милосердие. Человеку, пережившему испытание осознанием собственной ничтожности, это испытание, по слову апостола, «доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11). Но для человека, не имеющего искренней веры, оно губительно. Надо думать, что Господь и не открывает нам нашей греховности прежде всего по причине слабости нашей веры, а когда открывает, то делает это постепенно, чтобы печальная картина истинного состояния наших душ не бросила нас в пучину отчаяния.

            Святитель Николай Сербский так писал об этом: «Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна» [8] .

            Если мы посмотрим внимательно на свои привычные жизненные реакции, то в подавляющем большинстве случаев будем вынуждены со скорбью признать, что в стандартных ситуациях мы привыкли убегать в комфортную нишу собственной положительности. Это является своего рода защитной реакцией нашей психики на внешние раздражители. Что бы с нами ни произошло и что бы мы ни сделали, главной нашей задачей остается сохранение чувства внутреннего комфорта, чувства собственной «хорошести». Поэтому первой нашей реакцией в любых непростых ситуациях является попытка самооправдания: «Это не я», – или: «Я не виноват», – или: «Я это сделал, потому что…» – и дальше обыкновенно излагается цепь событий, приведших к неприятным последствиям или даже ко греховному поступку. Цель же этого изложения проста: показать свою невиновность или хотя бы то, что иначе поступить было невозможно.

            Все эти дурные наклонности являются следствием той самой «здоровой самооценки», которая представляется образцом в психологии. Если я человек хороший, что называется, по определению, то, следовательно, я и поступаю хорошо. Если же факты говорят об обратном, то следует эти факты так истолковать, чтобы не потерять своего привычного «лица» или просто вычеркнуть из памяти.

            К сожалению, нередко наше обращение к Богу не влечет за собой изменения этой привычной реакции на события. В этом случае мы даже в молитве, благодарении и славословии Бога остаемся на ступени всё той же «здоровой самооценки», как это описывается в евангельской притче о мытаре и фарисее. Ведь фарисей – это не какое-то невиданное заморское чудовище. Фарисей – это каждый из нас, превозносящийся своими действительными или мнимыми добродетелями и старающийся оправдать себя в любой ситуации.

            В Оптиной пустыни передается из уст в уста следующий случай. Одной старушке паломнице нужен был эконом монастыря отец Досифей. Увидев у ворот монастыря Оптинского благочинного, она обратилась к нему со своим вопросом, но, несколько спутавшись, изменила имя искомого отца: «Как мне найти отца Фарисея?» – обратилась она к благочинному. «Отца Фарисея? – переспросил тот и, не растерявшись, тут же широким жестом указал в направлении группы стоящих рядом монахов: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!»

            Получается, к сожалению, что фарисейство – это обычное наше состояние, и борьба с ним чрезвычайно тяжела ввиду того, что является борьбой с самим собой, со стремлениями нашей падшей природы, которые на бытийном уровне воспринимаются нами как жизненно необходимые.

            Тем не менее Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Праведность фарисеев выражается в превозношении своими добродетелями. Праведность христиан заключается в смирении при совершении добродетелей: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

            Впрочем, если сравнивать значение для спасения добродетели и смирения, то смирение способно спасти человека без добрых дел, но добрые дела без смирения не спасут. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Святые отцы учат нас, что без сего сокровища всё наше богатство добродетелей ничтожно; и оно (смирение) одно сильно ходатайствовать о нас ко Господу, без дел, и простит наши согрешения; а дела без него не принесут никакой пользы (Добротолюбие. Каллиста и Игнатия глава 43; Исаак Сирин. Слово 46; святой Иоанн Лествичник. Степень 23)» [9] .

            То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения. В противном случае мы обречены на лишение Небесного Царства вместе с фарисеями. Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос.

            И всё же трудность и опасность задачи не умаляют ее необходимости: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.

            Евангелист Лука донес до нас притчу Христову о царе, готовящемся к войне, и о человеке, который планирует построить башню (см.: Лк. 14: 28–32). Каждый из них приводится как пример расчетливости в своем деле. Тем не менее здесь нет выбора в самом действии: «Господь не думает внушать мысль отказаться от намерения: башня должна быть построена, царь должен быть готов к войне. Притчи показывают трудность дела. Трудность превышает человеческие силы… Выхода нет. По человечеству. Он открыт в любви Божией» [10] .

            Господь предупреждает нас: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33). Но что может быть более трудным для человека, чем отказаться от своего собственного положительного образа, лелеемого в сердце?

            Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует. Поэтому, как бы ни было это тяжело, но «здоровой самооценки» христианину приходится избегать как смертельно опасной болезни.

            Что же касается вопроса достижимости человеком состояния смирения, при котором мысли о собственной греховности не парализуют, а, наоборот, прибавляют человеку сил в устремленности к Богу, то здесь нам ничего не остается, как только понадеяться на свидетельство Евангелия: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10: 27).

            [1] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Издание Свято-Трицкой Сергиевой Лавры, 1992. Ч. 1. С. 99.

            [2] Древний патерик. М., 1991. С. 286.

            [4] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1. С. 97.

            [5] [Софроний (Сахаров), архимандрит.] Старец Силуан. М., 1991. С. 41.

            [6] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 175.

            [7] Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово в день обретения мощей иже во святых отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и по случаю возвращения к московской пастве // http://www.stsl.ru/lib/book13/chap197.htm.

            [10] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 93.

            astrsobor.ru