Отношения мужчины женщины фрейд

О девушке могут рассказать ее поведение, стиль одежды, походка, а также манера говорить. Но самым точным источником информации являются глаза

Если не знаете, что подарить, посмотрите нашу подборку. Что-то больше подходит для близкого человека, а какие-то варианты будут приемлемы для коллег и знакомых

Мы решили поинтересоваться у женщин, что дает им ощущение собственной значимости для мужчины, а эксперт в психологии прокомментировал их ответы

?Действительно, понять женщину – это не просто искусство, а настоящий дар. Но не переживайте, отныне Вам будет проще сделать это, потому как Вы узнаете о 9 главных женских секретах

Есть такие подарки, которые впечатлили не только одариваемого человека, но и весь мир, войдя в историю

Сделайте сюрприз — положите под елку что-то подходящее поводу, что выражает ваше отношение к обладательнице. Что-то теплое, приятное на ощупь, красивое и вдохновляющее

Цветы — отличный способ демонстрации внимания, симпатии. Какой букет подарить девушке на первом свидании, чтобы создать верную атмосферу и увидеть ее искреннюю радость?

В сегодняшней статье речь пойдет о 20 мужских привычках, которые выводят из себя большинство женщин

Некоторые женщины страдают самой настоящей истерией, которой бы заинтересовался сам дедушка Фрейд. В сегодняшней статье мы расскажем, как выявить истерику и успокоить женщину

??Мы сделали подборку 30 способов сделать ей предложение, после которых она не сможет ответить отказом

В жизни каждого мужчины рано или поздно наступает момент, когда необходимо принять самое важное решение в жизни и, чтобы она точно не смогла отказать, оригинально сделать предложение любимой девушке. Далеко не каждый мужчина может обратиться к своим друзьям с вопросом “Как эффектно сделать предложение девушке?”, или “Хочу сделать предложение девушке, какое кольцо лучше?” — ведь это черевато утечкой информации или полным непониманием. В любых непонятных ситуациях обращайтесь к ювелирам — вот, кто знает все тренды сезона и подскажет, как заполучить заветное “Согласна!”

Девушки всеми силами стараются быть красивыми, ухоженными и на какие процедуры только не идут, лишь бы ослепительно выглядеть. Тем не менее, есть вещи, которые мужчины не понимают, более того – хотели бы их искоренить

Есть такая обширная категория подарков, которая подходит для всех вне зависимости от возраста и социальных отношений. Будь то самый близкий человек или просто сотрудник, вы сможете подобрать отличные презенты на любую сумму. Что же это за категория?

Даже красивые и состоятельные мужчины испытывали на себе все «прелести» френдзоны. Казалось бы, ты встретил девушку своей мечты, прилагаешь усилия, чтобы бы ей понравиться, а она то и делает, что соблюдает дистанцию, которая вводит тебя в ступор

Ты хочешь пригласить девушку на свидание, но при этом знаешь, что «суммы недостаточно для осуществления операции»? Это не повод отказываться от встречи

Мы провели опрос среди представительниц прекрасного пола и составили рейтинг новогодних подарков 2017. Хотим заметить, идеи подарка могут показаться тебе довольно неожиданными

Многие мужчины считают, что холостяцкая жизнь – это время для настоящей свободы действий. Однако рано или поздно приходит осознание, даже спрятанное глубоко в душе, что такая самодостаточность на самом деле – одиночество

Любому мужчине будет приятно увидеть свою избранницу в игривом нижнем белье. И существуют правила, благодаря которым удастся найти шикарное нижнее белье для своей прекрасной дамы

Женщины коварны: им известно такое количество изощренных способов затуманить твой мозг, что перечислять все абсолютно нет смысла. Но некоторые все же стоит выделить

Психология мужчин и женщин значительно отличается друг от друга, но если научиться понимать представительниц прекрасного пола, это позволит найти именно ту женщину, с которой можно быть по-настоящему счастливым

Если женщине нравится мужчина, она будет всячески это проявлять, сама того не замечая. И все ее намерения непременно выдаст язык жестов

Любовь проистекает не только в нашей голове, но и во всем теле. Например, многим знакомое состояние «бабочек в животе» или, когда в предвкушении встречи с любимой «сердце уходит в пятки» — это и есть любовь

Женщина может стать причиной полного краха мужчины. Чтобы уберечь себя от столь печальной перспективы, необходимо знать врага в лицо: MEN’s LIFE даст тебе несколько подсказок

Мы решили значительно облегчить судьбу романтиков, предложив оригинальные сценарии и идеи для проведения этого праздника

Как же быть, если ты общаешься с девушкой, проводишь с ней время, но не можешь понять и узнать, есть ли между вами симпатия, или же это простая дружба?

Твоя любимая надула щеки, а ты недоумеваешь, с чем это может быть связно? То, что для тебя может казаться сущим пустяком, для твоей дамы будет вопросом жизни и смерти

MEN’s LIFE поделится с тобой несколькими простыми, но при этом практически беспроигрышными идеями подарков к Новому году

Женских обид великое множество, но все они вызваны похожими поводами: боязнью того, что мужчина не любит, увлекся другой, не уделяет внимание своей возлюбленной, не спешит переходить к серьезным отношениям

Чтобы в один прекрасный день тебе не пришлось с ужасом осознать, что ты живешь не с ясным солнышком, а с коварной змеей, внимательно присмотрись к своей девушке

Пришло время очень внимательно присмотреться к своей второй половинке — существует определенный риск, что она уже приступила к использованию некоторых манипуляций в общении

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ MEN’s LIFE

Регулярно самые полезные советы и тонны полезной информации на ваш почтовый ящик

© 2005-2017 MEN’s LIFE — ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ДЛЯ МУЖЧИН

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов прямая активная гипперссылка на Мужской журнал MEN’s LIFE обязательна.

MEN’s LIFE — интернет-журнал для мужчин, который заслуженно входит в ТОП лучших мужских журналов и порталов. Ежедневно самое важное на самые волнующие мужскую аудиторию темы — здоровый образ жизни, секс и отношения, правила питания и диеты, фитнес и тренировки, мужская мода и мужской стиль, карьера и деньги, мужской досуг и многое другое в нашем мужском журнале.

Администрация сайта не несет ответсвенности за здоровый образ жизни и за содержание рекламных объявлений.

www.menslife.com

Фрейд | Школа психологии и саморазвития

40 234 записи предложить новость

Благодарность за всё маме. )

— По-моему это прекрасное чувство. – отвечаю я.

— Да! . но у меня есть семья, дети и моральные ценности, и ещё очень много всего запутанного. И я разрываюсь пополам.

под сенью философского фасада,

мы вертим полушариями мозга,

а мыслим — полушариями зада.

Бывает — проснешься, как птица,

крылатой пружиной на взводе,

и хочется жить и трудиться;

но к завтраку это проходит.

Учусь терпеть, учусь терять

и при любой житейской стуже

учусь, присвистнув, повторять:

плевать, не сделалось бы хуже.

Вовлекаясь во множество дел,

не мечись, как по джунглям ботаник,

не горюй, что не всюду успел, —

может, ты опоздал на «Титаник».

Пришел я к горестному мнению

от наблюдений долгих лет:

вся сволочь склонна к единению,

а все порядочные — нет.

Обманчив женский внешний вид,

поскольку в нежной плоти хрупкой

натура женская таит

единство арфы с мясорубкой.

Я живу, постоянно краснея

за упадок ума и морали:

раньше врали гораздо честнее

и намного изящнее крали.

Я женских слов люблю родник

и женских мыслей хороводы,

поскольку мы умны от книг,

а бабы — прямо от природы.

Когда нас учит жизни кто-то,

житейский опыт идиота

Крайне просто природа сама

разбирается в нашей типичности:

чем у личности больше ума,

тем печальней судьба этой личности.

Во мне то булькает кипение,

то прямо в порох брызжет искра;

пошли мне, Господи, терпение,

но только очень, очень быстро.

Бывают лампы в сотни ватт,

но свет их резок и увечен,

а кто слегка мудаковат,

порой на редкость человечен.

Не в силах жить я коллективно:

по воле тягостного рока

мне с идиотами — противно,

а среди умных — одиноко.

Когда мы раздражаемся и злы,

обижены, по сути, мы на то,

что внутренние личные узлы

снаружи не развяжет нам никто.

Умей дождаться. Жалобой и плачем

не сетуй на задержку непогоды:

когда судьба беременна удачей,

опасны преждевременные роды.

Будущее вкус не портит мне,

мне дрожать за будущее лень;

думать каждый день о черном дне —

значит делать черным каждый день.

Россияне живут и ждут,

уловляя малейший знак,

понимая, что нае*ут,

но не зная, когда и как.

Я никак не пойму, отчего

так я к женщинам пагубно слаб;

может быть, из ребра моего

было сделано несколько баб?

Любую можно кашу мировую

затеять с молодежью горлопанской,

которая Вторую мировую

уже немного путает с Троянской.

Ум полон гибкости и хамства,

когда он с совестью в борьбе,

мы никому не лжем так часто

и так удачно, как себе.

Есть в каждой нравственной системе

идея, общая для всех:

нельзя и с теми быть, и с теми,

не предавая тех и тех.

Чтоб выжить и прожить на этом свете,

пока земля не свихнута с оси,

держи себя на тройственном запрете:

не бойся, не надейся, не проси.

Душа порой бывает так задета,

что можно только выть или орать;

я плюнул бы в ранимого эстета,

но зеркало придется вытирать.

Когда устал и жить не хочешь,

полезно вспомнить в гневе белом,

что есть такие дни и ночи,

что жизнь оправдывают в целом.

Есть женщины, которые большую часть времени лучезарны и искренне счастливы. У них, конечно тоже случаются периоды грусти и сложностей, но они как будто мимолетны и не задерживаются в их жизни. (на собственном опыте и ощущении жизни :)). А есть, и таких в России , к сожалению, большинство, которые вечно чем-то недовольные, часто уставшие(если не всегда) и привыкшие вечно преодолевать проблемы. Чем же отличаются привычки в действиях и делах у этих типов женщин? Что делать, чтобы чувствовать себя счастливой и жить в ресурсе?

vk.com

Отношения мужчины женщины фрейд

Несмотря на странность теорий знаменитого профессора Зигмунда Фрейда относительно женской сексуальности, более смелых и обширных выводов не решился сделать никто, и многие современные сексологи до сих пор придерживаются его мнения.

Наблюдения Фрейда о природе женской сексуальности были опубликованы между 1923 и 1933гг, в конце его карьеры. Фрейд сформулировал многие термины, например, «Эдипов комплекс», «комплекс кастрации» и многое другое.

Согласно Фрейду, по мере развития девочки в женщину, она наблюдает массу анатомических и психических различий между полами, а сравнение фаллоса с собственным маленьким и неприметным органом со временем формирует зависть к половому члену и комплекс кастрации.

Недавнее психоаналитическое исследование обратило особое внимание на заявления этого рода, но интерпретировало «зависть к пенису» по-своему. Дело в том, что мужчины каждый раз могут лицезреть свои половые органы, например, при акте мочеиспускания, как бы находя подтверждение своего истинно мужского достоинства. В то время как женщины не могут свободно лицезреть свои наружные половые органы.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд также излагает в деталях свою интерпретацию мифологического образа Медузы Горгоны как укоренившейся женской сексуальной проблемы. Якобы змеи на голове Горгоны означают фаллические символы, что одновременно вызывают страх и превосходство.

В своих трудах Фрейд ещё не раз упоминает женский страх перед мужскими гениталиями.

Словно Фрейд имел ввиду современных феминисток, где змеи — пенисы являются символом и желания, и страха, и даже ненависти. Согласно Фрейду, вид головы Медузы Горгоны компенсирует женскую неполноценность, повышает самооценку и, возможно, является символом эмансипации.

Но убедительную аргументацию Фрейд в конечном счёте был не в состоянии привести, взамен объяснил ситуацию обезглавливания Медузы Горгоны, где основная идея такова: «змеи в её волосах — подтверждение правила, согласно которому умножение символов члена показывает кастрацию.”

Фрейд и женские сексуальные фантазии

Несмотря на такое невежество Фрейда к женскому телу и его потребностям, можно сказать, что вся его жизнь была посвящена женщинам. «У меня много вопросов, на которые я еще не в состоянии ответить, несмотря на мои тридцать лет исследований относительно женской души, а главный из них — Что хочет женщина. » — писал неутомимый Зигмунд.

Безусловно, Фрейд был человеком своих времён. Он был настроен против женского движения и эмансипации, полагая что смысл женщины — в её репродуктивной функции. Теории страхов по поводу кастрации были раскритикованы обществом, но многие посчитали их «революционными» в истории психотерапии.

Первоначально, Фрейд предполагал, что причины женской истерии — в сексуальном насилии в детстве. Но позже он оставил эту теорию и вместо этого подчеркнул роль сексуальных фантазий в развитии множества женских неврозов и болезней. Его понимание женщин было неадекватно, но он действительно делал большие шаги в отличие от того, что было понято о женщинах до него, впервые, с научной точки зрения заговорил о сексуальных фантазиях женщин и их огромном потенциале.

Женщины играли важную роль в личной жизни Зигмунда. Фрейд был самым старшим ребенком своей матери (у его отца было два старших сына от предыдущего брака), и часто описывался как фаворит своей матери, которую он тоже очень любил, хотя возможно, что и скрывал глубину этой самой любви.

Фрейд сделал вывод, что люди, которые одобрены и обласканы своими матерями, становятся более уверены в своих силах во взрослой жизни, имеют непоколебимый оптимизм, который и приносят им фактический успех. Нежное отношение к матери укрепляет мужество в характере мальчика, но мать является самым важным лицом, та, что дала жизнь.

А вот отношения Фрейда с его женой Мартой были очень традиционными: «Она была очень хорошей домашней хозяйкой».

Как позже объяснила его внучка, Софи Фрейд: «Она была очень бережливой. И мой отец сказал бы, что его мать скорее отравит всех домочадцев, чем выбросит пищу».

Фрейд был воспитан также несколькими сёстрами и позже стал отцом трех сыновей и трех дочерей, включая Анну Фрейд, которая играла главную роль в продолжении работы отца, главным образом посвятив себя детскому психоанализу.

Психоаналитик Карэн Хорни стала одним из первых критиков взглядов Фрейда относительно женской психологии. Карэн Хорни нанесла ответную «пощёчину» в ответ на «зависть к мужскому пенису», предположив, что мужское самолюбие сильно страдает от неспособности иметь детей. Она назвала это «завистью к матке».

На что вредный Фрейд ответил: «Мы не будем очень удивлены, что женщина — аналитик не достаточно убеждена в интенсивности её собственного желания члена так же, как и не в состоянии придать надлежащее значение этому факту в её пациентках» (Фрейд, 1949). Согласно Фрейду, понятие Хорни о зависти к матки появилось в результате её собственного воображения.

Однако многие опубликованные мысли Фрейда — это признание, что его понимание женщин было ограничено.

“Это — всё, что я должен сказать Вам о женственности, — написал он — Это конечно неполно и фрагментарно и не всегда кажется дружественным. Если Вы хотите знать больше о женственности, полагайтесь на ваш личный жизненный опыт или обратитесь к поэтам, или ждите, пока наука даст вам более последовательную информацию”.

Сегодня, многие психоаналитики предлагают не отклонять теории Фрейда напрямую, а сосредоточиться на том, чтобы развивать новые представления относительно его оригинальных идей.

Фрейд действительно пересмотрел свои теории много раз, и каждый раз по-новому добирался до сути.

www.therapy.by

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Взгляды Фрейда на природу женщины.

Взгляды Фрейда на природу женщины главным образом основывались на биологических различиях между мужчинами и женщинами и всегда подвергались резким критическим нападкам. В следующих главах этой книги, в основном в главе 6 («Карен Хорни и гуманистический психоанализ») и в главе 9 («Психология женщины: интегративный подход»), обсуждаются современные противоположные точки зрения. Здесь мы рассматриваем только позицию Фрейда, так чтобы вы имели представление, о чем спорят другие теоретики. Резкие, вполне обоснованные опровержения со стороны феминистских школ, включая Миллера (Miller, 1984) и Саган (Sagan, 1988), оставляют без критических замечаний лишь немногие из положений теории Фрейда.

Зависть к пенису, то есть желание девочки иметь пенис, и связанное с этим понимание, что его «отсутствие» — это критическое обстоятельство в женском развитии. «Открытие того, что она кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье — это развитие нормальной женственности» (Freud, 1933, р. 126).

Согласно Фрейду, данная теория имеет важное значение для развития личности женщины. Зависть девочки к пенису продолжает существовать как чувство неполноценности и предрасполагает ее к ревности. Постоянное желание иметь пенис, или «высший дар», превращается у зрелой женщины в желание иметь ребенка, особенно сына, появление которого удовлетворит ее настойчивое стремление иметь пенис (1933). Ситуация эдипова комплекса не вынуждает женщину преодолевать ее решительным образом из-за страха кастрации. В результате женское суперэго менее развито и интернализовано, чем мужское.

«Фрейд утверждал, что женщина надеется когда-нибудь получить пенис, несмотря ни на что. Я не могу избавиться от представления (хотя я не решаюсь выразить его), что для женщины уровень того, что является этической нормой; отличен от мужского. Мы не должны позволять самим себе уклоняться от таких выводов из-за опровержений со стороны феминистов, которые страстно желают заставить нас считать оба пола равными по положению и достоинству» (1925 b, р. 258).

Фрейд рассматривал маленькую девочку как создание, чьи фаллические устремления являются чрезвычайно важными, но остаются неизменно неудовлетворенными, тем самым обрекая ее на чувство собственного несовершенства и неполноценности. Все же, несмотря на такие утверждения (которые, что не удивительно, подвергались многочисленным критическим нападкам в феминистской литературе), Фрейд часто заявлял о том, что он никогда на самом деле не считал, что понимает природу женщины или женскую психологию В действительности он неоднократно отмечал экспериментальный характер своих описаний женской сексуальности и ее изменений.

Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся мужскую сексуальность, вместо того чтобы отражать чисто женские наклонности. Сегодня эта точка зрения представляется, возможно, одним из самых слабых предположений в теории Фрейда. Если принять во внимание эту основную необъективность, то большинство выводов Фрейда относительно природы женской сексуальности и женской психологии покажутся сомнительными. На самом деле некоторые из явлений, которые Фрейд наблюдал и пытался описать, гораздо более правдоподобны, когда они лишены этой разочаровавшейся мужской необъективности.

«Действительно, хотя анатомия может отличать характерные черты, присущие мужскому и женскому организму, психология этого не может. Для психологии противоположность полов постепенно переходит в активность и пассивность, и мы слишком далеки от того, чтобы с легкостью отождествлять активность с мужским началом, а пассивность с женским» (Freud, 1930).

Предположение, сделанное в большинстве ранних психоаналитических работ, заключается в том, что отсутствие пениса у маленькой девочки приводит не только к зависти по отношению к пенису мальчиков и чувству неполноценности, но и к подлинной неполноценности — неполноценности в понятиях женского чувства справедливости, в склонности к интеллектуальному творчеству, в способности осуществления своих намерений без одобрения со стороны мужчины и т. д. Представление о том, что зависть к пенису может быть самым реальным и часто наблюдаемым клиническим явлением, отвергается, потому что это так тесно связано, по мнению большинства людей, с предположением о женской неполноценности более общего свойства. Такой взгляд на данную проблему является неудачным, потому что, как предположила Карен Хорни (Karen Horney, 1926), зависть к пенису может быть естественным переживанием для женщин, таким же, как зависть по отношению к беременности, деторождению, материнству и вскармливанию грудью — для мужчин. Даже более важно то, что переживаемая зависть не обрекает маленькую девочку на постоянное чувство неполноценности. Скорее, ее наличие, говорит Хорни, может дать девочке целый спектр чувств, совладание с которыми служит основой для её роста и развития как зрелого человека, а не как низшего существа.

Эрнст Джонс, биограф Фрейда, был одним из первых психоаналитиков, кто доказал, что эдипов комплекс маленькой девочки развивается из ее врожденной, присущей ей женственности, которая подвержена своим собственным процессам созревания (Fliegel, 1973, р. 387). Он также высказал предположение о том, что страх кастрации происходит из основного страха потери сексуальности и этот страх принимает вид угрозы как для маленькой девочки, так и для маленького мальчика (Jones, 1927).

Мы имеем возможность успешно пересмотреть традиционную психоаналитическую концепцию, которая действительно подверглась значительной критике со стороны феминистов. Вместо того чтобы ликвидировать в целом понятие о зависти к пенису (которое не могло быть оправдано своими частыми клиническими проявлениями), мы можем переоценить идею о том, что женщины ощущают себя стоящими ниже по развитию в результате зависти к пенису, исследовать глубже, почему некоторые женщины описывают чувство неполноценности, имевшее место особенно в юношеском возрасте. Повторяющаяся время от времени в феминистской литературе критика высказывает предположение, что результаты научных наблюдений Фрейда по поводу чувства неполноценности у женщин могли бы быть переосмыслены заново, а не отвергнуты совсем, даже если его идея о происхождении этого чувства не кажется реалистичной. Изучение того, как рассматривать с продуктивных позиций чувство зависти, или чувство неполноценности, или чувство неадекватности, является в конце концов главной задачей становления личности.

bookap.info

Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910)

[цитата] Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают. [цитата]

Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910)

[Цикл статей под названием: «К вопросу о психологии любовной жизни». Часть первая]

Источник: Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности, – М.; Пг.: Гос. Изд-во, 1923. (Серия: “Психологическая и психоаналитическая библиотека”; Вып. VIII). Переиздание: Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности, — Минск, БелСЭ, 1990.

Оригинальное название и первоисточник: Uber einen besonderen Typus der Objektwahl beim Manne (Beitrage zur Psychologie des Liebeslebens I.). In: Jahrbuch fur Psychoanalytische und Psychopathologische Forschungen, Band 2, Halfte 2, Leipzig und Wien, 1910, Nendeln/Lichtenstein, Kraus Reprint, 1970, pp. 389-397.

Сверка с источником произведена.

До сих пор мы предоставляли только поэтам изображать те «условия любви», при которых люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывать мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности.

Во время психоаналитического лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с областью любовной жизни невротиков. Такое знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового человека и даже у выдающихся людей. Вследствие счастливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вырисовываются определенные типы в любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и, вместе с тем, этот тип допускает простое психологическое объяснение.

1. Первое из этих «условий любви» можно было бы назвать специфическим; если оно имеется налицо, следует уже искать и другие отличительные признаки этого типа. Его можно назвать условием «пострадавшего третьего». Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободной женщины, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг. Это условие оказывается в некоторых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращал никакого внимания, или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тотчас же в ту же самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-нибудь другому мужчине.

2. Второе условие, быть может, уже не такое постоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта пополняется только благодаря сочетанию этого условия с первым, между тем как первое условие само по себе, кажется, встречается очень часто. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подозрений, женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, – верность и порядочность которой вызывают сомнения. Эта последняя особенность может дать целый ряд переходов, начиная с легкой тени на репутации замужней женщины, которая не прочь пофлиртовать, до открытого полигамического образа жизни кокотки или жрицы любви. Но представитель нашего типа не может отказаться хотя бы от какой-нибудь особенности в таком роде. Это условие с некоторым преувеличением можно назвать «любовью к проститутке».

Подобно тому, как первое условие дает удовлетворение враждебным чувствам по отношению к мужчине, у которого отнимают любимую женщину, второе условие – причастность женщины к проституции – находится в связи с необходимостью испытывать чувство ревности, которое, очевидно, является потребностью влюбленных этого типа. Только в том случае, если они могут ревновать, страсть их достигает наибольшей силы, женщина приобретает настоящую ценность, и они никогда не упускают возможности испытать это наиболее сильное чувство. Удивительно то, что ревнуют не к законному обладателю любимой женщины, а к претендентам, к чужим, в близости к которым ее подозревают. В резко выраженных случаях любящий не проявляет желания быть единственным обладателем женщины и, по-видимому, чувствует себя хорошо в таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов, который сильно страдал из-за увлечений «на стороне» своей дамы, ничего, однако, не имел против ее замужества и всеми силами содействовал ему; по отношению к мужу он затем в течение многих лет не проявлял и следа ревности. В другом типичном случае пациент был, правда, вначале при первых любовных связях очень ревнив к мужу и заставил свою даму отказаться от супружеских отношений с ним; но в многочисленных более поздних связях он вел себя так же, как другие, и не находил, чтобы законный супруг являлся помехой.

Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.

3. В нормальной любовной жизни ценность женщины определяется ее непорочностью и понижается с приближением к разряду проститутки. Поэтому странным отклонением от нормального кажется то обстоятельство, что влюбленные нашего типа относятся к женщинам именно такого разряда как к наиболее ценным объектам любви. Любовным связям с этими женщинами они отдаются всеми силами своей души, со страстью, поглощающей все другие интересы жизни. Они и могут любить только таких женщин и всякий раз предъявляют к себе требование неизменной верности, как бы часто ни нарушали ее в действительности. В этих чертах описываемых любовных отношений чрезвычайно ясно выражен навязчивый характер этих отношений, свойственных в известной степени всякому состоянию влюбленности. Не следует, однако, полагать, на основании этой верности и силы привязанности, что одна-единственная такая любовная связь заполняет всю жизнь таких людей, или она бывает только один раз в жизни. Наоборот, страстные увлечения такого рода повторяются с теми же особенностями много раз в жизни лиц такого типа как точная копия предыдущей. Больше того, в зависимости от внешних условий, например, перемены места жительства и среды, любовные объекты могут так часто сменять один другой, что из них образуется длинный ряд.

4. Более всего поражает наблюдателя проявляющаяся у любовников такого типа тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюбленной; но оно проявляется так же определенно и там, где ссылка на действительное положение вещей не имеет места. Один из принадлежащих к описываемому типу мужчин, умевший завоевывать своих дам чрезвычайно искусными соблазнами и находчивой диалектикой, затем делал в своих любовных связях всевозможные усилия, чтобы при помощи им самим сочиненных трактатов удержать очередную любовницу на пути «добродетели».

Если бросить взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется маловероятным, чтобы все эти особенности могли происходить из одного источника. И все же при психоаналитическом углублении в историю жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.

На нас лежит в таком случае обязанность указать на вероятность того, что характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнской констелляции. Легче всего это сделать по отношению к первому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец. Так же естественна для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо ни у кого не бывает больше одной матери, и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем никакого сомнения событий (рождении).

Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

То, однако, что избранный объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что источником его является материнский комплекс. Сознательному мышлению взрослого человека мать представляется личностью высокой нравственной чистоты, и немного найдется таких внешних впечатлений, которые были бы для нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это резкое противоречие между «матерью» и «проституткой» и побуждает нас исследовать историю развития и бессознательное взаимоотношение этих двух комплексов, так как мы уже давно знаем, что в бессознательном часто сливается воедино то, что в сознании расщеплено на два противоположных понятия. Исследование возвращает нас к тому периоду жизни, когда мальчик впервые узнает подробности о половых отношениях между взрослыми – приблизительно к годам, предшествующим половой зрелости. Грубые рассказы, проникнутые явным намерением оскорбить и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают авторитет взрослых, оказывающийся несовместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эта откровения относятся к родителям, производит самое сильное впечатление на новопосвященного. Нередко слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма возможно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой нечто подобное, но это совершенно невозможно между моими родителями.

В то же время мальчик в виде редко недостающего королария к «ознакомлению с половым вопросом» узнает о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так как он знает, что и он сам через них может приобщиться к половой жизни, которую считал до сих пор преимуществом только «больших». Когда он уже перестает сомневаться в том, что его родители составляют исключение из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие между его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико, что в сущности обе они делают одно и то же. «Просвящающие» рассказы разбудили в нем следы воспоминаний о его ранних детских летах и желаниях и оживили в нем связанные с ними переживания. Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа». Он видит измену со стороны матери в том, что она полюбила отца, а не егo, и не может этого ей простить. Эти переживания, если только они не проходят быстро, не проявляются ни в чем реально, а только изживаются в фантазиях, которые имеют своим содержанием сексуальную жизнь матери при самых разнообразных обстоятельствах: их напряжение с особенной легкостью разрешается в актах самоудовлетворения. Вследствие постоянного взаимодействия обоих побудительных мотивов этих душевных движений – полового желания и жажды мести – наибольшим предпочтением пользуются фантазии о неверности матери; любовник, с которым изменяет мать, обладает почти всеми чертами собственной персоны, вернее, собственной идеализированной личности, выросшей по возрасту до уровня отца. То, что я в другом месте [1] описал, как «семейный роман», составляет разнообразные продукты этой работы фантазии и сплетение их с разными эгоистическими интересами определенного периода жизни.

[1] О.Rank. «Миф о рождении героев», 1909 [Rank, Otto, Der Mythus von der Geburt des Helden, Leipzig und Wien, 1909, pp. 64-68]

Познакомившись с этой частью истории душевного развития, мы уже не можем находить непонятным и противоречивым то обстоятельство, что принадлежность возлюбленной к проституции обусловлена непосредственно влиянием материнского комплекса. Описанный нами тип мужской любовной жизни носит следы этого развития, и его можно просто понять как фиксацию на фантазиях мальчика в периоде половой зрелости, нашедших после свое воплощение в реальной жизни. Легко допустить, что усиленный онанизм в годы переходного возраста также благоприятствует фиксации этих фантазий.

Тенденция спасать любимую женщину с такими фантазиями, разросшимися до того, что они получили власть над реальной любовной жизнью, находится как будто только в отдаленной поверхностной связи, исчерпываемой сознательными доводами. Любимая женщина подвергается, мол, опасности, благодаря своей склонности к непостоянству и неверности, и вполне понятно, что любящий старается уберечь ее от опасности, охраняя ее добродетель и противодействуя ее дурным наклонностям. Однако, изучение «покрывающих воспоминаний», фантазий и ночных сновидений таких лиц показывает, что здесь имеет место прекрасно удавшаяся «рационализация» бессознательного мотива, подобная удавшейся вторичной обработке материала сновидений. На самом деле мотив спасения имеет самостоятельное значение и историю и является продуктом материнского или, вернее, родительского комплекса, когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движениями, выражающими стремление быть больщим и достичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же. Непокорность мальчика как будто выражает: мне ничего не надо от отца, я хочу вернуть ему все, что я ему стоил. Он рисует себе фантазии о спасении отца от смертельной опасности и таким образом расплачивается с ним. Эта фантазия часто переносится на императора, короля или иную знатную особу и в таком измененном виде становится доступной сознанию и даже годной для поэтической обработки. По отношению к отцу преобладает угрожающее значение фантазии о спасении, а по адресу матери проявляется ее нежное значение. Мать подарила жизнь ребенку, и нелегко возместить такой своеобразный дар чем-нибудь равноценным. Но при незначительном изменении значения слов – что так легко удается в бессознательном и что можно уподобить сознательному слиянию понятий – спасти мать приобретает значение: подарить или сделать ей ребенка, разумеется, вполне похожего на самого себя. Это удаление от первоначального смысла спасения не очень велико, изменение значения слов не произвольно. Мать подарила ему жизнь – его собственную, – и за это ей дарится другая жизнь, жизнь ребенка, имеющего максимальное сходство с ним самим. Сын проявляет свою благодарность тем, что желает иметь от матери сына, равного себе, т. е. в фантазии о спасении он совершенно отождествляет себя с отцом. Все влечения – нежные, благородные, похотливые, непокорные и самовластные находят удовлетворение в этом одном желании быть своим собственным отцом. Не исчезает и момент опасности при таком изменении значения; ведь самый акт рождения представляет из себя опасность, из которой спасение приходит благодаря усилиям матери. Рождение является первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аффективном выражении, второе мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде, не рожденный матерью, а вырезанный из утробы ее, поэтому не знал и страха.

Древний снотолкователь Артемидор был, несомненно, прав, утверждая, что сновидение меняет свой смысл в зависимости от личности видевшего сон. По законам выражения бессознательных мыслей «спасение» может иметь различное значение в зависимости от того, фантазирует ли о нем женщина или мужчина. Оно может в равной мере иметь значение сделать ребенка – дать начало рождению (у мужчины), как и самой родить ребенка (у женщины). Особенно в связи с водой можно ясно видеть эти различные значения спасения в сновидениях и в фантазиях. Если мужчина спасает во сне женщину, то это значит: он делает ее матерью, – что, согласно вышеизложенному, соответствует смыслу: он ее делает своею матерью. Когда женщина спасает кого-нибудь (ребенка) из воды, то этим она признает себя, подобно царевне в легенде о Моисее, родившей его матерью.

Иногда фантазия о спасении отца также получает смысл нежного отношения. Тогда она выражает желание иметь отца сыном, т. е. иметь такого сына, как отец. Вследствие всех этих отношений мотива спасения к родительскому комплексу, тенденция спасать возлюбленную составляет существенную черту описанного здесь любовного типа.

Я не считаю нужным приводить доказательства правильности метода моей работы, которая в данном случае, как и при описании анальной эротики, стремится к тому, чтобы сначала выделить из всего материала наблюдения крайне и резко очерченные типы. В обоих случаях имеется гораздо большее количество индивидов, у которых можно наблюдать только отдельные или только не резко выраженные черты этого типа. И само собой разумеется, что только связное изложение всех тех наблюдений, на основании которых установлены эти типы, даст нам возможность правильно их оценить.

psychoanalysis.pro

Ненавидел ли Фрейд женщин?

В некоторых его текстах женщины описываются как неудавшиеся мужчины, вечные дети, всем недовольные истерички. Впору задуматься, что он понимал о них на самом деле.

В конце жизни он признавал, что женское начало осталось для него загадкой. Между тем, отмечает психоаналитик Светлана Федорова, всю жизнь Фрейда окружали женщины: его мать Амалия, которая умерла в 95 лет, всего за девять лет до его смерти, пять младших сестер, его дочери, и среди них Анна, которая стала психоаналитиком, как отец, и которую он прозвал «моя Антигона» в честь дочери царя Эдипа. Верная жена Марта и ее младшая сестра Минна, доверенный друг Фрейда: их отношения были настолько близкими, что некоторые биографы заподозрили между ними любовную связь.

А еще женщины-психоаналитики, столь же очаровательные, сколь умные: принцесса Мари Бонапарт, Лу Андреас-Саломе (в которую был страстно влюблен Ницше) и Сабина Шпильрейн (приехавшая из Ростова-на-Дону лечиться у Юнга и затем защитившая диссертацию по психологии) — все они внесли свой вклад в развитие теории психоанализа. Наконец, его пациент­ки с их фантазиями и снами. Можно сказать, что Фрейд обязан женщинам всем или почти всем.

Инфантильная сексуальность

Вместе с тем его суждения о женщинах могут шокировать того, кто мало знаком с психоанализом. Загадка женственности, по Фрейду, основана на анатомической реальности: у женщин нет видимых половых органов, и эта особенность строения тела делает их непроницаемыми для познания. Чтобы доказать эту гипотезу, он опирается на инфантильную сексуальность, на момент, когда маленькие дети обнаруживают различие полов. На месте пениса у девочек… ничего нет.

Теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом

Фрейд утверждает, что на основе этого открытия у мальчиков и девочек складывается убеждение, которое сохранится всю жизнь: женщина — это нечто незначительное, кастрированный мужчина, самец, потерявший свои органы. Нет ничего, что бы рассказало нам что-либо о женственности. Почему, когда люди вырастают и обнаруживают существование вагины, они остаются на этих инфантильных фаллоцентричных позициях? Почему они не эволюцио­нируют?

Фрейд этого не объясняет. А его обесценивающие слова о стареющих дамах, которые не интересуют больше мужчин и становятся сварливыми, вздорными, мелочными и скупыми, часто служили поводом для обличений психоанализа со стороны феминисток в 60-е и 70-е годы. Тем более что теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом.

Универсальный комплекс

Все эти характеристики выглядят уничижительно по отношению к женщинам — если не знать более широкого контекста, подчеркивает Светлана Федорова. «На самом деле Фрейд придерживался очень демократичных взглядов, в том числе и в гендерных вопросах. Он вообще считал человека существом бисексуальным, утверждая, что в каждом из нас есть и мужское, и женское, хотя у разных полов это по-разному проявляется.

Наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской

Так, изначально он говорил о комплексе кастрации у мужчины — то есть о страхе мальчика, что за свое желание обладать матерью он будет наказан отцом (кастрирован). Однако он пришел к выводу, что в эдипальной фазе тот же страх присущ и девочкам (так называемая «зависть к пенису»). Таким образом, комплекс кастрации универсален».

Точно так же, продолжает психоаналитик, наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской. Речь не об агрессии в обыденном значении как грубом нарушении чужих границ, а, наоборот, о силе отстаивать свои границы, проявлять собственные влечения.

А как насчет мнения Фрейда, что женщина страдает от незавершенности, завидует мужчине и мечтает его поглотить, — поэтому необходимо направить эту потенциальную «прожорливость» в должное русло, требуя от женщины послушания и уважения? «Женщины созданы для домашней работы», — пишет он своему ученику Карлу Абрахаму в 1925 году и сурово критикует тех женщин, которых считает слишком «легкомысленными» (в молодости он запрещал своей невесте Марте с такими общаться).

Эта патриархальность как будто не вяжется с образом ученого, посмевшего нарушить столько табу обывательской морали. Но даже гении не вполне свободны от ограничений, которые накладывают на них время, культура, семейная история. «Все-таки Фрейд происходил из традиционной еврейской семьи, где женщине было отведено определенное место, — размышляет Светлана Федорова. — И хотя ум и любопытство позволили ему открыть много секретов человеческой психики, он в какой-то степени остерегался вопросов, связанных с женственностью, которую называл «темным континентом».

Фрейд был любимым сыном, мать верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его

С одной стороны, Фрейда пугала женская плодовитость, ведь жена родила ему одного за другим шестеро детей. С другой — мешало его уважение к матери: глубже проникнув в тайны женщины, он мог бы узнать нечто запретное и о матери. Несколько раз он подступался к анализу своих сновидений и фантазий о ней и останавливался на полпути, боясь узнать что-то, с чем ему будет сложно жить.

К тому же их отношения были непростыми. Он был у нее любимым сыном, она верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его. Но в этом была и экспансия с ее стороны, она слишком много в него инвестировала, и неудивительно, что сын испытывал страх поглощения».

Разрешение на желание

Но хотя Фрейд вовсе не был сторонником равенства полов, он все же догадывался о том, что якобы существующая умственная неполноценность женщин связана с подавлением, которому женщины подвергаются, и с тем, что они редко получают систематическое образование. «Нет, Фрейд не был женоненавистником», — подытоживает Светлана Федорова. Она напоминает, что психоанализ зародился благодаря тому, что Фрейд работал с пациентками, страдавшими истерией.

Он увидел, что их болезнь — следствие подавления сексуального влечения, которое было под запретом в буржуазных семьях. И результаты этого открытия оказались намного шире, чем способ излечения этого душевного недуга. В конечном счете именно Фрейд позволил женщинам испытывать желания, быть сексуальными и говорить об этом.

Марта и Фрейд: непростая история

Четыре с половиной года между обручением и свадьбой, тысячи писем друг другу (иногда очень игривых)… Марта была горячо желанной невестой, а затем — измотанной супругой. Между январем 1887-го и декабрем 1895-го она родила шестерых детей. Очень рано Фрейд прибег к воздержанию, чтобы избавить ее от новой беременности, а семью — тогда довольно бедную — от еще одного голодного рта. Если учесть, что женился он в 30 лет девственником, то, скорее всего, половая жизнь специалиста по фантазмам продлилась всего девять лет. Потом он несколько раз пытался возобновить интимные отношения с Мартой, но, чувствуя себя слишком старым, не стал упорствовать.

Зигмунд Фрейд, великий и ужасный

В советские времена им пугали студентов и маститых ученых. Когда я в конце 70-х учился на факультете психологии МГУ, наш читальный зал был единственным местом в стране, где студенты штудировали ксерокопии его книг.

5 случаев, когда нужно довериться интуиции

Многим наверняка знакомо это ощущение, когда нутром чувствуешь, что поступаешь верно, или понимаешь, что человек обманывает, хотя все вокруг твердят о его честности. Когда можно и нужно довериться интуиции?

www.psychologies.ru