Самооценка дошкольника формируется

Самосознание дошкольника

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

psyera.ru

Самосознание дошкольника.

На фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Это проявляется в повышении осознанности мотивов собственной деятельности, в том, что ребенок более объективно может оценить свои поступки и в какой-то степени личностные качества. Начатки самосознания обнаруживаются всамооценке ребенка. Особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет ихк другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот же поступок, совершенный им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями».

Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребенку вникнуть в смысл совершенного неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное. Конечно, чем старше дошкольник, тем более объективно он может подойти к оценке собственных поступков. Дело в том, что переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, часто заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности беспристрастно оценить себя. Именно поэтому путь воспитания объективной самооценки лежит через помощь взрослого: взрослый помогает проанализировать поступок через егосравнение с действиями других детей. Если ребенок научится сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, он сможет дать себе правильную оценку. Под влиянием развивающейсярефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использует это знание в своих целях: с одними взрослыми он послушен и приветлив, с другими позволяет себе капризы и упрямство. Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребенку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что имеет важное значение для всего развития личности в целом. Самооценка дошкольника в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своихдостижений, например в рисовании, ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой — переоценивать, а в овладении пением — недооценивать и т.д. Критерии, которыми пользуется ребенок при самооценке, в значительной степени зависят от родителей и воспитателей. В исследованиях обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе детского сада. Оказывается, дети осознают и оценивают лучше те качества и особенности поведения, которые чаще всего выявляются и оцениваются окружающими и от которых зависит положение ребенка в группе. В этом отношении очень показательны результаты исследования Т.В.Юркевич по оценке и самооценке 2 групп 6-леток — обучающихся в школе и посещающих детский сад. Младшие школьники чаще всего адекватно оценивают свои успехи в учебе (57%), на которые постоянно обращено повышенное внимание учителя. Дети же, посещающие детский сад, адекватнее оценивали себя в игровой деятельности (70%), к которой воспитатель, как и дети, проявлял высокий интерес и которая подвергалась частой педагогической оценке. Интересно, что 6-летние школьники оценивали успехи в учебе и рисовании строже, чем 6-летние «садовцы». В свою очередь, «садовцы» строже оценивали успехи сверстников в игровой деятельности и их положение в системе межличностных отношений. На основе самооценки у дошкольника формируетсяуровень притязаний. первую очередь, этопритязания на признание. Ребенок очень хочет завоевать расположение как взрослых, так и сверстников. На протяжении дошкольного детства у него формируется весь комплекс переживаний, связанных с притязаниями на признание: так, он испытывает чувствовины и стыда, когда не удовлетворяет социальным требованиям; он осознаёт, что значит«должен» и «обязан» и как соотносятся эти понятия с«хочу», поэтому мы можем взывать к егосовести; у него появляется чувствогордости за то хорошее, что он сделал для других, преодолев себя; онстесняется своих негативных проявлений и отрицательных поступков. Тем не менее все это еще неустойчиво, особенно негативные переживания, и внутренняя позиция, складывающаяся к концу дошкольного возраста, у большинства детей может быть описана как«Я хороший».Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новымосознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируютсяиндивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольникосознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать«жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д. Осознание себя во времени имеет и другую сторону: ребенок начинаетинтересоваться началом и концом собственной жизни. Первое проявляет себя в вопросах, откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своем появлении на свет, интересоваться маленькими детьми. Второе дает целый спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни. В свою очередь, страхи, обусловленные страхом смерти, порождают много вариантов детских «обереговых» ритуалов (не наступать на трещины в асфальте или канализационные люки, сжимать кулак при встрече с определенными лицами, использовать нитки на запястьях и крестики на шее и т.д.) и своеобразных игр-«страшилок» (про черный плащ, кровавую руку, таинственную дверь и т.д.), примет, историй, предупреждений и т.д.

Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

studfiles.net

Самооценка дошкольника и условия ее формирования

3. Самооценка дошкольника и условия ее формирования.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный». Вот примеры жесткой оценки качеств своих товарищей. Шестилетний Саша говорит: «самые хорошие у нас Люся и Галя. Люся даже лучше Гали, потому что она ни разу не получала замечания, а Галя один раз получила».

«Хорошие у нас Наташа, Мила и Аня, — говорит Вера. – Они хорошие, потому что не дерутся…» На вопрос: «кто же у нас в группе самый умный?» — эта девочка отвечает: « А у нас больше умных нет. Вот еще немножко умные Егор, Илюша и Женя, а больше никого нет, потому что все балуются».

Некоторые пятилетние дети употребляют сравнения «лучше», «хуже» в том же смысле что и понятия «хороший», «плохой», предпочитая оценивать при помощи таких выражений: «немножко хороший», «немножко плохой», «наравне».

На вопрос: «кто лучше всех поет песенки в группе?» Марина говорит: «Галя и я. Хорошо Лена поёт. А Галя и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо».

Вера на вопрос: «Кто лучше всех умеет дежурить?», — отвечает: «Все ребята хорошо дежурят, все лучше».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

Оценивая своих товарищей и самих себя с помощью понятий «хороший», «умный», «непослушный»,шестилетние и семилетние дети иногда пытаются разграничить эти понятия. Это говорит о том, что их отношение к другим детям и к себе становится более сознательным, что они обращают внимание на разнообразные стороны личностей своих товарищей, с которыми ребенок постоянно сравнивают самого себя. Вот примеры: «Самый хороший у нас из мальчиков Женя. Он никого не обижает, он за маленьких заступается, он всегда ругает тех, кто у них игрушки отбирает». «Самый умный Илюша. Он может считать до 1000.Он знает много улиц. Он знает много сказок и рассказов». «У нас в старшей группе ребят хороших много. Лида хорошо рисует и умеет все, все делать. И Сережа хороший, и я. Я сама умею рассказывать». «А еще хороший у нас Юра. Он всегда на зарядке и музыкальных занятиях ведет всех».

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Вопросы кто лучше тебя? Кто лучше тебя умеет что-либо делать, например, рисовать петь, считать, дежурить? И т.п. неприятны для дошкольников, и они неохотно отвечают на них. Многие дети все-таки примиряются с первенством одного — двух других детей, но затем следует решительный ответ: «Больше никто». Когда Нине были заданы вопросы, кто самый хороший в группе и какая она, девочка решила переменить неприятную для неё тему разговора и вместо ответа заявила: «А к нам скоро бабушка приедет!»

Зато на вопрос: «кто хуже тебя рассказывает, рисует, дежурит?» Дети охотно отвечают, причем пытаются обосновать свою оценку. Вообще когда речь идет о других, дети более словоохотливы: они щедры и на положительные оценки, когда не приходиться сравнивать с собой, а еще более щедры на отрицательные оценки.

На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливается то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательна, чем у пятилетних детей. Многочисленные беседы с детьми показывают, что на общий вопрос: «Что ты умеешь хорошо делать?» — пятилетние дети называют привычные, известные им простые умения или дают обобщенный ответ: «все умею хорошо делать». Вот их типичные ответы: хорошо умею бегать, есть, а больше ничего». «Хорошо умею мозаику складывать, лето и зиму рисовать». «Я очень хорошо умею дежурить, разносить. Маме помогаю разносить. Ничего я не могу плохо!»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

В рассуждениях детей о своих умениях рисовать, можно заметить следующие особенности. Если сравнивать оценку детей о своем умении рисовать с оценкой себя, то первая окажется более объективной. Оценка своих умений в рисунке более индивидуальна в том смысле, что такие качества ребенка как скромность, зазнайство, робость, выступают в ней ярче, чем в других. Объяснить этот факт можно тем, что многие дети рано начинают рисовать. Большинство рисовать любит. Рисование ребенка часто формируется и оценивается не только в детском саду, но и дома, что помогает созданию у него определенного отношения к себе, как к рисовальщику. Если конкретные факты противоречат его самооценке, то дети, даже понимая их справедливость, стараются их отвести. Поэтому в оценочных суждениях детей по поводу рисунков часто встречаются объяснения, почему они считают именно так, а не иначе. Многие дети дают двух стороннюю оценку: «Хорошо умею это рисовать, а по хуже или плохо то», «карандашами хорошо умею рисовать, а красками плохо».

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним. В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Поэтому ему не совсем удобно поставить свой рисунок на самое первое место. Трудно открыто похвалить себя, когда перед тобой непосредственные факты, которые могут уличить в неправильной оценке.

Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Самосознание – это свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и, главным образом, от условий его жизни, воспитания и обучения. В проявлении самосознания у детей дошкольного возраста наблюдаются прямо-таки противоположные качества. Правильно воспитанные дети осознают, нехорошо говорить неправду, что нужно быть вежливыми, скромными, искренне признавать свои проступки и ошибки: так внушают родители и педагоги. Но есть дети, которых не правильно воспитываю в семье. Родители и родственники превращают их в предмет поклонения. Все их требования немедленно удовлетворяются, их захваливают, балуют. Такие дети становятся капризными, эгоистичными, развязными и грубыми, они не желают подчинятся правилам, потому что в семье им привили не правильное самосознание: излишнее самомнение, пренебрежительное отношение к другим людям – взрослым и детям.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. психология. – М., 1988.

2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1994.

3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.

4. Смирнова Е.О. Детская психология. ­– М., 2003.

5. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., 1997.

6. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. – М.,1987.

www.kazedu.kz

Формирование и развитие самооценки у детей дошкольного возраста

Правильное развитие самооценки у детей позволяет им оценивать свои силы и возможности адекватно. Родителям следует уделять внимание вопросам формирования самооценки у детей дошкольного возраста, поскольку в будущем, при начале обучения в школе это будет иметь первостепенное значение. Гармоничное развитие самооценки у детей дошкольного возраста позволяет успешно интегрироваться в детском коллективе и отвечает за социализацию малыша.

Влияние родителей на самооценку ребенка: как влияет семья

Наиболее значимое влияние на развитие и формирование оценки ребенком собственной личности и собственного «Я» оказывают родители. Влияние родителей на самооценку ребенка заключается в том, что они формируют свои представления о том, каким должен быть их малыш еще до его рождения, тем самым определяя стиль воспитания в своей семье. С момента рождения и до момента ухода ребенка во взрослую жизнь, а иногда и после этого, родители оценивают его реальную деятельность и поведение, опираясь на собственные представления, сформированные ранее.

Те оценки, которые ребенок получает от родителей, становятся его собственными оценками. Он оценивает себя так, как оценивают его родители и окружающие его люди. В зависимости от того, как семья влияет на самооценку ребенка, он формирует собственные представления о возможностях и перспективах развития.

Мама и папа также формируют у малыша определенные личностные ценности и идеалы, на которые он должен равняться, намечают для него планы, которые он должен реализовать, определяют, как ребенок должен выполнять те или иные действия. Если данные цели и планы являются реалистичными, то их достижение способствует формированию у него положительного образа собственного «Я» и, соответственно, положительной самооценки. Если же данные планы и цели не являются реальными, требования завышены, то неудачи, которые постигнут ребенка при их достижении, приведут к потере веры в собственные силы, формированию заниженной самооценки и негативного образа собственного «Я».

От чего зависит самооценка и на основе чего формируется у ребенка дошкольного возраста

Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе взаимоотношений в семье, вне зависимости от того, какими они являются. Интересен тот факт, что эмоциональное отвержение и недовольство ребенком, строгий контроль за ним со стороны родителей оказывают совершенно обратный эффект на формирование его самооценки. Даже при негативных формах родительского отношения дети из таких семей демонстрируют довольно высокую самооценку.

Отношение родителей к ребенку имеет очень важное влияние на его развитие, как психическое, так и физическое. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему: у детей, растущих в атмосфере любви и понимания, возникает меньше проблем со здоровьем, трудностей в усвоении школьной программы, в общении со сверстниками, нарушение же детско-родительских отношений приводит к формированию разнообразных комплексов и психологических проблем.

Для ребенка очень важно общение с взрослыми, их благожелательное отношение дает малышу возможность правильно развиваться.

Общение ребенка с родителями является объективным условием для протекания процесса формирования детского самосознания. Именно под влиянием родителей у малыша накапливаются знания и представления о себе, формируется тот или иной тип самооценки.

Формирование способности детей раннего возраста положительной самооценке

Формирование у детей положительной самооценки является непрерывным постоянным процессом, даже одно слово может разрушить всю концепцию воспитания. На ребенка одинаково негативное воздействие оказывает как отсутствие критики со стороны родителей, так и излишняя строгость. В первом случае дети вырастают с неадекватно завышенной самооценкой, а во втором — с заниженной. В обоих случаях не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Формирование способности у детей самооценки в адекватном ключе без перекосов — это отсутствие негативизма в восприятии его личности.

В чем же заключается роль матери и отца в развитии самооценки у детей раннего возраста и какие ошибки не следует допускать по незнанию?

Во-первых, именно родители сообщают малышу о его положительных или отрицательных качествах и возможностях, которыми он обладает.

Во-вторых, мама и папа оценивают правильность его поведения или действий.

В-третьих, родители закладывают в ребенке набор личностных ценностей и эталонов, которые в дальнейшем помогут ему оценивать себя самостоятельно.

В-четвертых, они побуждают малыша к анализу своих действий и поступков.

Оценка родителями деятельности и поведения ребенка только тогда играет положительную роль в его воспитании, когда восприятие результатов этой деятельности отделено от его личности. Положительное отношение к ребенку, вера в его силы, а также демонстрация подобного отношения формируют у него уверенность в собственных силах, стремление к успеху. Указывая малышу на ошибки и неправильное поведение, родители тем самым учат его анализировать, контролировать и правильно интерпретировать свои действия.

Уважительное отношение к ребенку и его личности лежит в основе позитивного оценивания. Если родители используют данную формулу при оценке деятельности и поведения малыша, тем самым они обеспечивают формирование у него адекватной самооценки и умения анализировать и контролировать в дальнейшем свое поведение.

Родительское отношение указывает на взаимосвязь и взаимозависимость ребенка и родителей. Оно несет в себе субъективно-оценочные и сознательно-избирательные представления о малыше, которые определяют особенности восприятия родителями детей, способ их общения с ними, а также характер приемов воздействия на них.

Результаты исследований показывают, что явно выраженный авторитарный стиль отношений между родителями и детьми может повлиять на формирование низкой самооценки у последних. Хотя достаточно много малышей проявляют довольно высокую самооценку, несмотря на методы воспитания, используемые родителями.

Среднюю самооценку проявляют дети, родители которых уважают и признают их индивидуальность, верят в их способности и возможности, проявляют в целом благожелательное отношение к ним. Благоприятное отношение родителей к своим детям, которое характеризуется эмоциональным принятием, кооперативными формами взаимодействия с ними, в основном дает толчок формированию адекватной самооценки ребенка.

На формирование низкой самооценки влияют негативные формы отношений между родителями и детьми. Эмоциональное отвержение ребенка, жесткий контроль за ним влияют на то, что он может вырасти несамостоятельным, а в некоторых случаях даже инфантильным.

Если родители относятся к своим детям как к партнерам, проявляя любовь и уважение к их личности, предоставляя им возможность быть самостоятельными в определенных вопросах, то это приводит к развитию регуляторной функции в системе самооценивания ребенка. В данном случае обогащается жизненный опыт малыша, он учится соизмерять свои действия со своими возможностями, тем самым учится критически относиться к себе.

Самосознание самооценка ребенка

Нарушение самооценки и самосознания ребенка

В семьях, где отношения между родителями и детьми носят выраженный негативный характер, оценка своей личности у ребенка выполняет защитную, или компенсаторную функцию. Чем больше отрицательных оценок со стороны родителей получает малыш, тем сильнее он пытается защититься, что проявляется в высоком уровне оценки своей личности. Рассматривая нарушение самооценки у детей, стоит сказать, что подобный факт имеет неблагоприятные последствия для ребенка. Высокая самооценка и самосознание у ребенка компенсирует и защищает малыша от негативных оценок родителей, удовлетворяет желание быть принятым, присущее всем без исключения, но тем самым проявляется оторванность самооценки от реального поведения, нарушается регуляторная функция его самооценки, повышается ее защитная функция, ребенок просто закрывает собственное «Я» от окружающих.

Условия развития оценки ребенком собственной личности основаны на двух факторах: общение с родителями и окружающими его людьми и на собственной деятельности малыша. Каждый из этих факторов вносит свой вклад в ее правильное ориентирование. В процессе общения ребенок усваивает определенные способы поведения, формы и критерии оценок, а на собственном опыте он проводит их апробацию. Только опытным путем в конкретном виде деятельности ребенок может понять, имеются ли у него определенные качества, умения и возможности или же они отсутствуют. Малыш может слышать от окружающих хоть каждый день, что у него есть какие-то способности, или, наоборот, что их нет, но это не является основой для формирования правильного представления о себе и своих возможностях. Критерием их наличия или отсутствия станет конечный результат деятельности — успех или неудача.

Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Ощущение собственной ценности формируется в семье, где открыто выражают любовь друг другу все ее члены, где создана атмосфера уважения и взаимопонимания, где общаются открыто и дружелюбно, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Необходимо учитывать особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, чтобы позволить малышу развиваться правильно и гармонично. Ребенок усваивает нравственные идеалы родителей, их отношение к другим людям, суждения и оценки, которыми они оперируют, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях. Малыш более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи между родителями и детьми закрепляются в поведении последних, становятся для них моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Не существует практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении ребенка, который бы не зависел от условий, созданных у него в семье, и от отношений, которые он в ней наблюдает.

ladycharm.net

В каком возрасте формируется самооценка у детей

На удивление, самооценка формируется в очень раннем возрасте. Что же влияет на ее формирование?

Новое исследование показало, что к 5-ти годам самооценка ребенка уже сформирована настолько сильно, насколько она присутствует у взрослого человека. В течение жизни, самооценка большинства людей остается стабильной. Из этого следует, что формирование самооценки начинается очень рано.

Профессор Эндрю Мелцов, один из ученых, проводивших исследование, сказал: «Некоторые ученые полагают, что дети дошкольного возраста слишком малы для того, чтобы иметь уже сформированное позитивное или негативное ощущение себя. Наши исследования предполагают, что самооценка, хорошее или плохое чувство по отношению к себе, является основополагающим. Это то, с чем дети уже приходят в школу, а не развивают в школе».

До недавнего времени, протестировать самооценку маленьких детей было очень трудно. Доктор Дарио Чвенчек, автор исследования, объяснил: « Дошкольники могут вербально рассказать, в чем они хороши или плохи, когда дело касается конкретного умения, например, «Я хорошо бегаю» или «Я хорошо знаю буквы», но они испытывают затруднения при ответе на вопрос «Ты хороший или плохой человек».

Ученые разработали новый тест, исследующий имплицитную самооценку. При этом вопросы задаются ребенку не напрямую, а посредством ассоциаций. Например, в тесте осуществляется поиск связи между «Я» и словами «приятный» или «неприятный». Тест адаптирован для детей, не умеющих читать. При помощи этого теста была исследована самооценка 200 детей возрастом 5 лет. Доктор Дарио Чвенчек пояснил результаты так: « Наша работа позволяет узнать, как дошкольники ощущают себя на самой ранней стадии, доступной для исследования сегодня. Мы обнаружили, что уже в возрасте 5 лет самооценка является достаточно сильно сформированной для того, чтобы ее можно было измерить, и мы можем ее измерять при помощи сензитивных техник. Похоже, самооценка играет ключевую роль в том, как дети формируют социальную идентичность. Результаты наших исследований подчеркивают важность первых пяти лет как основы всей последующей жизни».

Сейчас вопрос стоит о том, что именно влияет на самооценку в раннем возрасте, пояснил профессор Мелцов. «Какие аспекты детско-родительских взаимодействий формируют и взращивают самооценку дошкольников? Это основной вопрос. Мы надеемся, что найдем на него ответ, изучая детей еще более младшего возраста».

Исследование опубликовано в Journal of Experimental Social Psychology (Cvencek et al., 2015).

psihosoma.com

Роль игры в развитии мотивационной сферы дошкольника

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с игровой деятельностью. Во время игры происходит подчинение мотивов (подчинение ситуативных мотивов значимым), а также формирования мотивов, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязательств (Эльконин).

В процессе игры у ребенка возникает много ситуативных желаний, обычно обусловленных привлекательностью предметов, которых она не располагает, ролей, которые выполняют другие дети. Однако она вынуждена отказаться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В таком случае игра является деятельностью, в которой эти мотивы наполняются новым социальным содержанием.

Некоторые исследователи считают, что игра является как средством формирования определенных мотивов у ребенка, так и мотивом непосредственно, поскольку она по своей природе не направлена на достижение определенной объективной цели. Мотив игрового действия заключается не в ее результате, а в самом процессе. Например, у ребенка, играет кубиками, мотив игры заключается не в том, чтобы сделать здание, а в смысле самого действия. Это касается не только игры дошкольника, но и любой игры вообще. Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры (0 Леонтьев).

Становление и развитие мотивационной сферы ребенка существенно зависят от в ее жизнедеятельности ролевой игры, в которой дети часто идентифицируют себя с родителями и взрослыми, пытаются подражать им. Стремление играть роль взрослого является проявлением мотива власти. Кроме того, в игре ребенок получает возможность символически выразить желание, конфликтные мотивации, эмоции, которые она не может продемонстрировать открыто или выразить в словах. Так, игры в войну, грабителей, индийцев, жизнь дают детям возможность социально принятым способом избавиться чрезмерной агрессивности.

В коллективной ролевой игре происходит усвоение ребенком социальных норм, формирование у нее моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, совокупно способствуют формированию просоциальных мотивов — мотивов, направленных на положительную, конструктивную, социально полезное поведение (альтруизм и взаимопомощь).

Самосознание и самооценка дошкольника

У ребенка параллельно с осознанием внешнего мира развивается и осознание себя, что приводит к созданию Я, которое преобладает над чувствами и мышлением. Самосознания происходит так же, как и осознание внешнего мира: переход ощущение к представлению и от него — к мысли.

Самосознание выступает как продукт развития человека, образования, появляется и развивается в процессе активной деятельности ребенка, на основе ее взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Она отражает осознание индивидом того, какой он есть, какими качествами обладает, как относятся к нему другие люди, чем обусловлено это отношение.

Она является сложной психологической системой, развивающейся в течение всей жизни человека.

В дошкольном возрасте возникновения самосознания — важнейшее достижение в развитии личности ребенка, а потому выяснение психологических условий ее формирования, причин, нежелательных отклонений в развитии особенно актуально для правильного построения основ будущей личности. Возникает самосознание в период субъективного выделение ребенком своих действий со всей структуры ее предметной деятельности, становится возможным благодаря воспитательным воздействиям взрослых (показа, обучение, оценка), поскольку в совместных действиях ребенка и взрослого «элемент содействия взрослого является ведущим» (Б. Ананьев).

Следующая стадия становления самосознания заключается в отделении ребенком себя от собственных действий в связи с использованием своего имени. С генетической точки зрения использования собственного имени означает постепенный этап развития сознания, переход к выделению себя как постоянного целого из потока действий, которые меняются. Характеризующие развитие самосознания ребенка изменения в ее речи, в частности в словарном запасе, переход от оперирования преимущественно своим именем к употреблению более абстрактных выражений: «мое», «у нас», «я». Переход ребенка от трех до первого лица свидетельствует, по мнению Б. Ананьева, о «громадный сдвиг в развитии самосознания, определенный переход от представлений к мысли о себе».

Осознание ребенком собственных действий через взрослых, которые его окружают, являются основой для формирования самооценки. Сначала оценка себя и своих действий непосредственно отражает оценки других людей, которые управляют ее развитием. Однако такое отношение к себе еще не является самооценкой, поскольку она предполагает прежде всего сознательное понимание и оценки собственных поступков, качеств и возможностей. Это достигается только в старшем дошкольном возрасте. Итак, по Б. Ананьев-вым, путь формирования детской самосознания проходит от осознания собственных действий через оценки их другими к самооценке. Поэтому самооценка является сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка, одним из основных новообразований дошкольного возраста.

Самооценкакомпонент самосознания, который проявляется в том, как индивид оценивает свои достижения и неудачи, качества и возможности.

Оценка дошкольником себя существенно зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки ослабляют уверенность ребенка в себе, завышены — вызывают переоценки своих возможностей и личных качеств.

Чем точнее оценочный влияние взрослого, тем адекватнее представления ребенка о своих возможностях и результаты своих действий. Несмотря на то, сложившиеся представления о собственных действиях помогают дошкольнику критически относиться к оценке взрослых, даже противостоять им. В младшем дошкольном возрасте мнения, оценки взрослого не вызывают никаких сомнений у ребенка. Старшие дошкольники воспринимают их уже через призму собственного опыта, могут даже не согласиться с этими оценочными соображениями. Это происходит на основе умения анализировать результаты своих действий, отделять самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником своих возможностей происходит как на основе общения со взрослыми, так и на основе собственного опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о себе чувствительны к тому, что думают и говорят о них взрослые, легко поддаются их влиянию.

Примерно с 3-х лет общения со сверстниками начинает все больше влиять на развитие самосознания дошкольника, поскольку взрослого он воспринимает как недостижимый идеал. Зато вполне доступными, природными и понятными для него сравнение с ровесниками. Взаимооценках дошкольников развивает способность видеть себя со стороны.

Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности зависит от умения анализировать результаты других детей. В общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, что стимулирует возникновение самооценки.

Чем моложе дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. Взаимооценки 3-4-летних детей субъективный, чаще подвергаются воздействию случайных факторов. Дети почти не способны обобщать действия сверстников, не различающих похожих по содержанию качеств (Т. Репина). Младшие дошкольники примерно одинаково видят положительные и отрицательные качества своих сверстников; старшие — больше внимания обращают на положительные. Внимательные оценкам сверстников дети от 4,5 до 5,5 лет. К концу дошкольного возраста ребенок уже имеет опыт индивидуальной деятельности, что дает ей возможность критически воспринимать влияния окружения.

Оценки сверстниками друг друга в любом возрасте учитывают деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Большую роль играют и моральные качества. Со временем дети обращают внимания на большее количество проявлений, которые ассоциируются с понятием «хороший»: в 4-5 лет — не бить никого, слушать воспитателя, маму и тому подобное; в 5-6 — защищать детей, не кричать, быть опрятным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками; в 6-7 — не драться, слушаться, со всеми дружить и играть, угощать, помогать младшим. Большинство старших дошкольников правильно понимают моральные нормы и качества, по которым оценивают сверстников (трудолюбие, опрятность, умение дружно играть, справедливость и т.д.).

Дошкольнику труднее объективно оценить себя, чем сверстника, поскольку его самооценка очень эмоциональная, он легко оценивает себя положительно. Негативные самооценки наблюдаются, по данным Т. Репиной, в немногих детей на 7-м году жизни. Неадекватность самооценки обусловлена трудностями (особенно в молодом возрасте) в отделении своих умений от собственной личности. Поэтому признание своей работы неудовлетворительной или хуже, чем у других детей, значит для младшего дошкольника, что он вообще хуже них. Даже старший дошкольник, понимая, что совершил или сделал что-то плохо, часто не способен это признать. Он понимает, что хвастаться нехорошо, но стремление выделиться среди других детей у него настолько сильное, что спо * нука к хитрости ради демонстрации своего превосходства над другими. Старший дошкольник, когда у него спрашивают, кто в группе лучший, в основном отвечает, что не знает, что он также хорош (не бьется, добрый и др.); младший, не задумываясь, утверждает, что лучше он.

Часто дети гордятся чертами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения. Это происходит потому, что, приписывая себе определенные качества, не всегда понимают значение соответствующего слова, сосредотачиваются только на оценочном смысле, что таким быть хорошо. Кроме того, дошкольник еще не может разобраться в своем психическом жизни, осознать свои качества, свойства. Поэтому он может гордиться качествами, которыми не обладает или обладает незначительной мере. Оценивая себя, ребенок стремится положительной самооценки, хочет показать свою ценность для других.

С возрастом самооценка становится более адекватной возможностям ребенка, это обуславливают продуктивные виды деятельности, игры по правилам, где она видит и сравнивает свой результат (рисунок, конструкцию) с результатом других детей, дает себе правильную оценку. Из 4-летний ребенок завышены оценивает свои потенции в достижении результата, поскольку мало знает о личностных качествах и познавательные возможности. В 5 лет она не только знает об умении, но и имеет представление о своих познавательные возможности, личностные качества, внешний вид, адекватно реагирует на успех и неудачу; в в-7 — хорошо представляет свои физические и умственные возможности, личностные качества, правильно их оценивает.

На основе самооценки ребенок во взаимодействии со сверстниками может занять эгоистическую, конкурентную или гуманную позицию.

Эгоистическая позиция заключается в безразличии к другим детям, сосредоточении интересов на предметах. Дети с такой позицией часто ничего не знают о своих сверстников и даже не всегда помнят их имена, проявляют по отношению к ним грубость, агрессивность. Это все равно вредит как сверстникам, так и им самим. Таких детей не любят, не хотят с ними играть, дружить, поэтому они становятся еще более агрессивными.

Конкурентная позиция вызвана пониманием ребенком необходимости определенного поведения (быть послушной, никого не обижать), чтобы ее ценили, уважали, любили. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели, признают сверстники. Однако они интересуют ее лишь как средство самоутверждения. Она с напряжением воспринимает их успехи, радуется неудачам, неадекватно оценивает их. Во многом это является возрастному признаку поведения в общении со сверстниками, но она не должна быть главной.

Ребенок с гуманной позицией относится к людям как к самоценных личностей, чувствительна к их внутреннего состояния, хорошо знает интересы, настроения и желания. По своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим, не думая о похвале, получая от этого радость и удовольствие.

Постепенно самооценка дошкольников становится мотивированным, существенно меняется характер его мотивов; 4-5-летние дети связывают самооценку не с собственным опытом, а с оценочными отношениями тех, кто их окружает («Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит») 5-7-летние — обосновывают положительные самохарактеристики, несмотря на наличие определенных моральных качеств. Даже не все б-7-летние дети могут мотивировать самооценку.

Самооценка ребенка до 7-ми лет с общей становится дифференцированной. Она делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности, видит, а чем справляется лучше, а с чем хуже.

До 5-ти лет дети переоценивают свои умения; в 5-6,5 — редко хвалят себя, прибегают к более обоснованных самооценок; а до 7-ми лет — правильно себя оценивают и осознают в различных видах деятельности.

В дошкольном детстве складывается такой важный показатель развития самосознания как осознание себя во времени. Сначала ребенок живет только своим настоящим. С приобретением и осознанием опыта ей становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать, каким он был маленьким, довольно вспоминает эпизоды недалекого прошлого. Не осознавая изменений, происходящих в нем со временем понимает, что ранее был иным. Его интересует также прошлое близких людей. У дошкольника формируется способность осознавать будущее: вел хочет пойти в школу, освоить профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Интерес ребенка к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) постоянно усиливается. Она не только обращается к взрослому по рассказам о себе в прошлом, но и вспоминает это самостоятельно. События собственного прошлого и себя в нем ребенок оценивает объективно, выражает критические замечания. О будущем думает с надеждой, верит в осуществление своих желаний, поскольку в нем не осуществила никаких проступков. Прошлое, настоящее и будущее ребенок воспринимает как возможность осознать себя в жизни во всех временных измерениях. Благодаря этому перспектива, открывающаяся перед ней, становится ее достоянием, определяет развитие его личности. Ребенок вместе с близкими взрослыми выстраивает проект своего будущего, по которому она видит себя хорошей (хорошей) и успешной; сильной, волевой, умной (мальчик) и привлекательной, умницей (девочка) всегда заботиться о близких, любить маму; сделает все, чтобы на земле был мир и не было войны, чтобы все были здоровы и счастливы; станет космонавтом, врачом, садовником и тому подобное. Ребенок, который нормально развивается, полна добрых намерений на будущее, что питает ее положительную самооценку, стремление хорошо относиться ко всем, кто их окружает.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний является началом осознания ребенком себя, возникновение «личного сознания» (Д. Эльконин). Формируется оно до конца дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания ребенком своего места в отношениях со взрослыми (она еще не большая, а маленькая).

В психологических исследованиях детских высказываний с употреблением местоимения пришли к выводу, что он является свидетельством сформированности у ребенка представление о себе как о человеке, который может действовать, чувствовать, оценивать моральные качества своей личности, своего Я. Свои отношения с другими людьми ребенок выстраивает на основе этих представлений, то есть на основе Я-концепции.

Я-концепция — обобщенное представление индивида о себе, система установок относительно собственной личности, основанные на осознании и оценке своих физических, характерологических интеллектуальных и других свойств.

В детстве Я-концепция ребенка наименее структурирована и очень пластична.

По утверждению Б. Эриксона, Я-концепция в своем развитии преодолевает восемь стадий, три из которых приходятся на дошкольное детство:

1) от рождения до 18 месяцев закладываются основы личностного развития человека;

2) от 1,5 до 3-4-х лет ребенок уже осознает свою индивидуальность и себя как активное существо. Однако ее жизненная активность не всегда является положительной, что вызывает осуждение у взрослых. Главный положительный результат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Ребенок становится относительно самостоятельным, постепенно освобождается от постоянной опеки взрослого, начинает осознавать себя автономной существом, старается все делать по-своему. Она часто говорит: «Я сам (сама)!». Стремление дошкольника к автономности выражается в экспериментировании и самоутверждении, что часто приводит к столкновениям с родителями. Следствием таких конфликтов нередко становится чувство неуверенности в своих силах, автономности, что сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

В этот период ребенок особенно нуждается в доброжелательной поддержки. Взрослые должны поощрять ее чувства автономности, чтобы конфликты со взрослыми не провоцировали чрезмерное застенчивость, сомнения в собственных силах. Развитие самоконтроля не должен повредить формированию у малыша положительной самооценки. Взрослые должны всячески поощрять ребенка к делам, которые внушают ей веру в себя, помогать увидеть себя успешной личностью. Иначе она будет чувствовать угнетение от чувства стыда, неудобство в своих неудачных действиях, сомнения в важности его личности для близких людей и тому подобное. Поэтому родители могут запрещать ребенку только то, чего нельзя допускать.

Итак, согласно Б. Эриксону, у детей раннего и младшего дошкольного возраста имеют развиться доверие к миру, особенно к родителям, чувства автономности. Эти достижения повышают его самооценку, помогают почувствовать защиту, тепло и заботу родителей, быть уверенной в своей компетенции в отношении определенных дел. Благодаря этому сочетаются одобрение родителей и себя, что способствует формированию у ребенка чувства собственного достоинства;

3) примерно в 4 года у ребенка появляются первые представления о том, какой она может стать человеком. В это время активно развивается познавательная деятельность малыша, главной движущей силой которой является любознательность. Дошкольник проявляет большую уверенность, самостоятельность, стремится расширить свое социальное окружение. Все эти процессы требуют особого внимания родителей, которые должны уберечь ее от возможного появления чувства вины за свою любознательность и активность, чтобы не лишить ребенка инициативности. Для формирования у ребенка позитивной самооценки нужно, чтобы его самосознание не приобретало разрушительного качества самоуничижение.

Я-концепция как психологическое новообразование становится устойчивой, если самооценка ребенка формируется в результате выявления в себя качеств, черт, которые отличают ее от других людей; у него возникает способность к рефлексии, в результате чего она начинает осознавать, как воспринимает ее окружения.

studbooks.net