Особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста

Особенности самооценки младшем школьном возрасте

Самооценка в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. А именно: обучение обобщенным способам действий в сфере научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей.

В младших классах учебная деятельность направлена на формирование нового типа отношения к действительности, которое связано с умением оценивать познаваемый объект с точки зрения общественно одобряемых критериев. Такое отношение к действительности вооружает ребенка средствами объективной оценки своей деятельности, ее процессов и результатов, и, следовательно, самого себя как субъекта деятельности. Это дает основание полагать, что именно в младшем школьном возрасте в учебной деятельности формируются интеллектуальные аспекты самооценки.

Т.Ю. Андрущенко (1984г.) выделяет два вида ситуации, направленных на актуализацию самооценки и осознание средств ее обоснования на уроках.

Во-первых, это ситуации, реализующие общие условия формирования самооценки, связанные с организацией осознания ребенком структуры своей деятельности, прежде всего способов действия; осознание ребенком этой стороны деятельности вооружает его необходимыми по содержанию средствами обоснования самооценки.

Во-вторых, это ситуации, реализующие специфические условия формирования самооценки, связанные с непосредственным анализом собственных возможностей выполнения своей работы; эта сторона деятельности позволяет ребенку выделить в качестве объекта оценки себя как субъекта собственной деятельности.

Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущ исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей включения в новый вид или новый контекст деятельности, относительная эмансипированность от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве основания самооценки обращения к анализу предмета деятельности и способов его преобразования. Все это говорит о том, что сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.

Для учащихся, не ориентирующихся на способ действия, в большей степени характерны категорический тип самооценки, недостаточная рефлексивность, зависимость самооценки от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве оснований самооценки обращения к результативным сторонам деятельности, к эмоционально-потребностной сфере, к внешним оценкам. Обычно различают общую и частную самооценку («Я хороший», «Я хорошо умею рисовать»).

Интересная статья? Поделись с друзьями:

Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности

Актуальность работы. В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка.

Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями, но и школьный коллектив.

Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку.

Следовательно, в изучении формирования позиции школьника , учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.).

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения. В этом случае знание педагогом и психологом закономерностей становления личности школьников поможет своевременно выявить и скорректировать неблагоприятные особенности адаптации школьника к коллективу сверстников и к самому процессу обучения в школе.

Среди значимых личностных черт младшего школьника особое место занимает личностная тревожность, связанная с освоением нового вида деятельности – учебы. Актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Проявление данной черты и усиление у ребенка в первые годы школьного обучения создает негативные предпосылки для успешности в учебной деятельности.

В работах таких авторов как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других неоднократно отмечалось, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики.

В частности, по определению В.К.Вилюнаса, тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является одним из основных параметров индивидуальных различий [4].

Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В частности, И.С.Кон в рамках изучения особенностей формирования самосознания личности выделил уровневое строение в самооценке [25]. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка по И.С.Кону — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.

Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности — оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний. Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников.

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями.

Решению этих задач, по мнению автора данной работы, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника, что является актуальной задачей данного исследования. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка — научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию.

Целью данной дипломной работы является исследование проявлений взаимосвязи самооценки и школьной тревожности младшего школьника в условиях обучения в сельской школе.

Предметисследования – факторы, влияющие на развитие самооценки и тревожности младшего школьника.

Объектисследования – дети младшего школьного возраста – учащиеся сельской школы.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что чем выше самооценка, тем выше уровень тревожности младшего школьника.

1. Исследовать проявления школьной тревожности младших школьников.

2. Исследовать проявления самооценки младших школьников.

3. Провести анализ по полученным данным.

4. Сформулировать выводы.

Методы и методики исследования: теоретические – анализ литературы по теме исследования; эмпирические – психодиагностическое исследование, статистическая обработка полученных данных.

Экспериментальными методиками являются:

1) Опросник Филипса – методика диагностики проявлений школьной тревожности.

2) Методика Дембо-Рубинштейн Лесенка — направлена на диагностику уровня самооценки.

3) Методика Несуществующее животное (Е.Т. Соколова) – направлена на диагностику личностных свойств.

4) Методика Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, направленная на диагностику уровня проявлений тревожности в различных сферах.

Описание выборки исследования. Исследование проводилось в Селтинской средней школе. В исследовании приняли участие 42 учащихся 2-х классов 2 А и 2 Б сельской общеобразовательной школы (мальчики и девочки в возрасте 8-9 лет).

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции тревожности младших школьников.

Цена работы: 1200 руб.

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста

Заказать оригинальную

Детальная информация о работе

Интерес ребенка к своему Я — к своим особенностям, возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. Я сам! — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие очевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша — это заметный шаг в развитии.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что школа способствует нарастанию самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей. В школе приобретают более важное значение его собственные действия, поступки и проявления; он уже вынужден отвечать за себя сам, одновременно становясь объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физический возможностей. Все это толкает вперед развитие самооценки ребенка, основанной на представлениях на себе и оценке окружающих.

Поступление в школу также ставит ребёнка в новое положение в семье: у него появляются обязанности — и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания, хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки. У ребенка появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.

Советские психологи рассматривали самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович. С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями, а также неразрывно связана с уровнем притязаний.

Проблемой самооценки в отечественной психологии и педагогики занимались многие ученые. Среди них А. А. Бодалев. А. В. Петровский. Е. В. Шорохова. В. Э. Чудновский (формирование самосознания и самооценки в связи с социально-психологическим аспектом деятельности личности); Б. Г. Ананьев. А. В. Захарова. А. И. Липкина. B.C. Мерлин (генезис самооценки и ее особенности на разных возрастных этапах); Е. А. Серебрякова. Г. Л. Собиева. П. М. Якобсон (формы самооценки, степень их устойчивости).

В работе была выдвинута следующая гипотеза: ребенок будет лучше адаптироваться в жизни и преодолевать трудности том случае, если у него будет сформировано положительное представление о себе и адекватная самооценка.

Объектом исследования является личностная самооценка младшего школьника.

Предмет исследования — особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

Цель работы: исследовать особенности самооценки в младшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по заданной теме;

— охарактеризовать основные новообразования, возникающие в младшем школьном возрасте;

— рассмотреть формирование самооценки у младших школьников;

— провести диагностическую работу по выявлению уровня самооценки.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретическое становление самооценки в младшем школьном возрасте

1.1 Определение самооценки в психологии

1. 2Психологическая характеристика младшего школьного возраста

1.3 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте

Выводы по 1 главе

2. Планирование и организация исследования по изучению особенностей самооценки младших школьников

2.1 База, методики исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе

1. Абакшина, С. В. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте / С. В. Абакшина // Многопредметный научный журнал: электронный ресурс. — Режим доступа: http: //festival. 1september. ru/articles.

2. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. — #8470; 2. — с. 116& 125

3. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2. — М. Генезис, 2001. — 128с.

4. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков. Н. В. Волкова. — М. ВЛАДОС, 2008. — 366 с.

5. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: практикум / Б. С. Волков. — 6-е изд. испр. и доп. — М. Эксмо, 2010. — 272 с.

6. Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания 1& 4 кл. / Н. И. Дереклеева. — М. ВАКО, 2009. — 336 с.

7. Деркач, А. А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2005. — #8470; 3 (43). — с. 139& 146

8. Дубровин, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина. А. М. Прихожан. — М. Академия, 2008. — 365 с.

9. Захарова, А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова. Т. Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. — 1980. — #8470; 4. — С. 7& 11.

10. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. Т. В. Эксакусто. — 6-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 442 с.

11. Коваленко, Т.А. 85 вопросов к детскому психологу / Т. А. Коваленко. И. В. Андрющенко. — М. Сталкер, 2009. — 160 с.

12. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова. А. Ю. Коджаспирова. — М. МАрТ, 2009. — 448 с.

13. Куликов, Л. В. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л. В. Куликов. Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. — СПб. Питер, 2009. — С. 160& 166.

14. Нагинайло, А. В. Роль родителей в формировании самооценки ребенка / А. В. Нагинайло // Многопредметный научный журнал: электронный ресурс. — Режим доступа: http: //festival. 1september. ru/articles.

15. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. — М. ВЛАДОС, 2008. — 640 с.

16. Позднякова, О. Л. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста / О. Л. Позднякова // Многопредметный научный журнал: электронный ресурс. — Режим доступа: http: //festival. 1september. ru/articles/

17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб. ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.

18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. — М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — 384 с.

19. Рогов Е. И. Психология. — М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 591с.

20. Родионов, В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов. М. А. Ступницкая. — Ярославль: Академия, 2008. — 160 с.

21. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие / Е. Е. Сапогов. — М. Аспект Пресс, 2008. — 460 с.

22. Фомина, Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л. Ю. Фомина // Начальная школа. — 2008. — #8470; 10. — С. 99& 102.

vospitaemrebenka.ru

4. Психологические особенности младшего школьника

1. Психологические особенности начального этапа обучения.

2. Умственное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста.

3. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

1. Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6–7 до 10–11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.

С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.

Необходим более или менее длительный период приспособления, или адаптации к школе. Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.

Можно выделить три уровня адаптации:

1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко, на уроках внимателен и прилежен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников имеет высокий социальный статус;

2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со стороны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет интересное дело, добросовестно выполняет общественные поручения, имеет много друзей среди одноклассников;

3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психологически готов к обучению в школе, при этом очень важно, чтобы в семье была дружеская атмосфера, отсутствовали конфликты.

Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, – это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и навыках.

Эти различия приводят к тому, что в одних случаях обучение воспринимается как очень легкий, а потому неинтересный процесс, в других – как чрезвычайно трудный и тяжелый, и только для некоторых находится в соответствии с их уровнем.

Перед педагогами и психологами стоит задача психологического выравнивания детей, подтягивание отстающих, в то же время не следует забывать и об одаренных детях.

И в том, и в другом случае проблем очень много, и зачастую их можно разрешить лишь в процессе индивидуализации обучения, создания соответствующих уровню развития детей классов (классы выравнивания), подбору индивидуальных программ обучения и т. п.

Еще одна важная проблема, стоящая перед начальной школой – это различия в физическом развитии детей.

Обязанность педагогов и психологов – ознакомиться с медицинскими картами детей, поступающих в школу, побеседовать c родителями, чтобы затем на уроках суметь правильно понять поведение ребенка, оценить его учебные достижения.

Дети, имеющие физические недостатки, требуют щадящего к себе отношения, соблюдения психогигиенических и психологических требований.

Таким образом, на начальном этапе обучения требуется повышенное внимание к школьникам со стороны родителей и педагогов, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и безболезненно.

2. Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.

Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал.

Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство.

Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени.

Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр.

Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность.

За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого.

Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов.

Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника.

Достаточно быстро в первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической.

Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям:

1) широкое использование речи в качестве средства мышления;

2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Если какой-либо из видов мышления не используется при обучении, то интеллектуальное развитие ребенка идет односторонне.

Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному.

Чаще дети находят различие, реже – сходство.

Второклассники при сравнении выделяют большее количество признаков, чем первоклассники.

Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнаруживают различные черты, если предметы известны – схожие качества.

При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства. Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть сначала отмечаются свойства одного предмета, а затем – другого.

Обобщение младшие школьники лучше всего делают, отталкиваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний.

Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.

Итак, за период начальной школы умственное и познавательное развитие ребенка заметно прогрессирует.

3. Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера.

Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества:

1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям.

От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной;

2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения.

Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью;

3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний.

Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников.

Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку.

На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых.

Важно, чтобы система поощрений была ориентирована не на относительно легкие достижения, а на те, которые были полностью добыты в результате прилагаемых усилий.

Младший школьный возраст можно считать переломным для формирования самостоятельности.

С одной стороны, ребенок еще полностью зависим от взрослого, с другой – слишком раннее предоставление самостоятельности может спровоцировать непослушание и закрытость.

Для развития самостоятельности можно использовать следующие приемы:

а) больше доверять ребенку, поручая самостоятельное выполнение заданий;

б) поощрять стремление к самостоятельности;

в) поручать выполнение домашних дел при минимальной помощи взрослого;

г) поручать такие дела, выполняя которые, ребенок становится лидером для других людей.

В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми.

В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны.

К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Таким образом, учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффективные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

www.e-reading.club

Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью.

Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – » Я «. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое » Я «. На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания. Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: «Я самый хороший». Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки. Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

studfiles.net

Особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

Впервые данная проблема в начале ХХ века была выявлена у умственно отсталых детей, когда французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых — учителей, родителей и т.д. [15, С.12]

В дальнейших исследованиях было показано, что у детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка качественно своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

В дальнейшем, в рамках психологии проблема самооценки изучалась в следующих направлениях [5, С.76-85]:

— проблема формирования самосознания и самооценки в связи с социально-психологическим аспектом деятельности личности;

— генезис самооценки и ее особенности на разных возрастных;

— формы самооценки, степень их устойчивости;

— самооценка и нарушение поведения у подростков;

— взаимосвязь самооценки и самоконтроля при решении различного рода задач;

— самооценка, как компонент структуры личности в контексте сознания субъектом моральных качеств личности;

— изменение самооценки при психических заболеваниях.

Изучение самооценки проводились также в специальной психологии и педагогике. Особенности самооценки изучались у детей:

— с отклонением в умственном развитии;

— с задержкой психического развития;

— с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— глухих и слабослышащих школьников;

— с тяжелыми нарушениями речи;

В ходе этих исследований было показано, что дети, имеющие аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки в структуре личности, обусловленные спецификой психического развития этих детей, общением с окружающими, социальной средой развития.

В настоящее время в специальной психологии наблюдается усиление внимания исследователей к изучению особенностей личностного развития детей с ЗПР. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность ребенка и на его взаимоотношения с другими людьми.

Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Анализ научных источников показывает широкую изученность проблемы самооценки с общепсихологических позиций в контексте специальной психологии. Очевидно, что формирование самооценки происходит неавтономно, а под влиянием ряда факторов.

Большинство исследователей считают, что основной фактор развития самооценки является сравнение, сопоставление себя с другими (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.), так как в ходе сравнения происходит своеобразный перенос разных свойств личности, подмеченных у других, на себя [4, С.54].

В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, одновременно, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Поэтому основным достижением младшего школьного возраста в области развития образа «Я» является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность [5, С.120]. Но эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

Исследования А.И. Липкиной [21, С.64], Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся какое-то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что в результате несоответствия требований таких школ и возможностей учащихся с ЗПР, длительные учебные неудачи, усугубляют и так неустойчивую психику ребенка, вызывая неуверенность в себе, что в свою очередь приводят к снижению самооценки, уровня притязаний, социального статуса, повышению уровня тревожности (И.В. Сычевич, И.И Мамайчук и др.).

У детей с ЗПР под влиянием неудач в учёбе теряется вера в себя, они становятся пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избегания наказания и заниженной самооценкой (Н.Л. Белопольская). В то же время авторами отмечается снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе, появление неадекватных, чаще завышенных самооценок (Н.А. Жулидова, И.В. Коротенко, О.В. Защиринская и др.).

При этом, экспериментальными исследованиями под руководством Т.А. Власовой, было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.

Известный ученый А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [34, С.144].

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.

Л.С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности» [8, С. 257]. Ребенок обычно высоко оценивает только то, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны

По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [11, С. 124].

И.В. Коротенко констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка [15, С. 12].

Н.А. Жулидова [12, С. 17] в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

Г.В. Грибанова [9, С.13], исследуя личностные особенности детей с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания ими своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей.

В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками младших школьников и межличностными отношениями детей. Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению многих исследователей, спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. Чаще всего она неадекватна, в сторону завышения, и полностью зависит от внешних оценок, у них не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.

При этом А.Д. Виноградова, изучая самооценку у школьников с ЗПР, констатирует следующую динамику её развития: в младшем школьном возрасте — завышенная и заниженная, в среднем — наиболее адекватная, в старшем — преимущественно завышенная. Автор объясняет завышенную самооценку в младшем школьном возрасте незрелостью личности, неумением анализировать достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными, а завышенную самооценку в старшем школьном возрасте тем, что происходит осознание своего умственного дефекта и возникает псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Таким образом, рассмотренные направления изучения психических процессов у младших школьников с ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, результаты которых показывают, что дети с ЗПР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

Так, отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания.

Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Яркое отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций.

При этом, имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие детей с ЗПР, говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими самих себя, а, следовательно, и самооценки.

Проведенный теоретический анализ показал, что самооценка как одно из ведущих личностных образований, лежащих в основе механизма внутренней регуляции поведения и деятельности человека, в процессе своего формирования в детском возрасте испытывает влияние многих социально-психологических факторов.

Актуальность проблемы самооценки детей с ЗПР сегодня обусловлена запросами психолого-педагогической практики и трансформацией представлений о психогенетической сущности ЗПР, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

Анализируя научные источники можно утверждать, что дети имеющие данные аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, что развитие самооценки у детей с ЗПР происходит с задержкой и отклонениями.

Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.

Эта проблема усугубляется тем, что личностное развитие младших школьников с ЗПР, в силу своей специфики крайне уязвимо, неустойчиво, подвержено влиянию.

Признавая важность выше изложенных данных, в следующей главе проведем исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР. Понимание особенностей самооценки у детей с ЗПР позволит определить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого важнейшего психического свойства.

studbooks.net

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из себя изображать», то есть ищут свою роль.

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут отмечаться упрямство и капризность. Читайте подробнее о Кризисе младшего школьного возраста.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится выражать свои чувства, гнев словесно (раньше он делал это с помощью плача или кулаков), может иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

  • совесть;
  • чувство ответственности за себя, друзей, класс;
  • сочувствие чужой беде;
  • протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека, именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен. Если же восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за них. Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным. Но и навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать отторжение и сопротивление.

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны. Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки. В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от неудач и, тем более, критики. В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как, например, напускное равнодушие, паясничанье, постоянная взвинченность, нервозность, страх перед наказанием. Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на получение знаний без каких-либо личностных оценок и характеристики умственных способностей, заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у — кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и, самое главное, помочь поверить в себя.

pedsovet.su