Ребенок с заниженной самооценкой

Что делать с заниженной самооценкой?

Многое в жизни человека зависит от того, как он оценивает свои возможности. Такая оценка субъективна, то есть не может быть точной и в большой степени строится на вере. Вере человека в себя, в свои силы и способности. В значительной мере она зависит от воспитания.

В детстве человек плохо ориентируется в мире и полагается на мнения авторитетов. Основными авторитетами, на мнение которых человек полагается, являются родители. При этом, родители тоже имеют самооценку, которая может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Психологи считают, что большинство россиян имеют заниженную самооценку

Человек с заниженной самооценкой удобен окружающим. Он удобен окружающим, его легко использовать. Он требует меньше оплаты за свой труд, чем человек с адекватной самооценкой. Он не стремится командовать, предпочитая подчиняться. Он уступчив и покладист.

Часто это очень даже квалифицированные специалисты. Они стремятся скорее исправлять и нагружать себя, нежели требовать от других.

Стараются заслужить уважение и одобрение окружающих. Когда получают похвалу, радуются, для них это важно. Но похвалы хватает ненадолго. Часто такой специалист больше работает за признание, чем за материальное вознаграждение. Стремится показать людям, какой он хороший.

Какие особенности поведения указывают на заниженную самооценку?

• Возникновение напряжение среди людей, так как важно им понравится.

• Склонность критиковать себя – навыки, способности, внешность. И ругать себя за неудачи. Страх неудачи.

• Привычка жаловаться на беспомощность, неспособность изменить ситуацию, вообще на жизнь.

• Сутулость, взгляд в землю, скованность в движениях, невнятная или тихая речь.

Низкая самооценка заставляет человека чувствовать себя плохим и недостойным. Недостойным признания, обеспеченности, высказывать свое мнение, привлекать к себе внимание. Недостойным быть красивым, заметным, артистичным, самобытным, привлекать к себе внимание.

Человек боится того, что если на него будет обращено внимание окружающих, они увидят его недостатки, «уродства». Которые он приписывает себе, которые ему, возможно внушили в детстве. И которые он всеми силами стремится скрыть. Став незаметным, задобрив окружающих.

Отсутствие веры в себя не позволяет ставить себе достойные цели. Он считает, что не справится, что нужны учителя, наставники или партнеры. А сам – не справится. Часто это выливается в повышенную тревожность и различные зависимости. От алкоголя, от людей, и т.д.

Безрадостную картину я нарисовал, не так ли?

Но все не так плохо, ибо люди это как правило, нормальные, часто очень квалифицированные и грамотные. А вся проблема заключена в субъективной оценке себя.

Вот я вижу яблоко. Красивое, спелое. Я оцениваю его высоко. Начинаю есть, а внутри нахожу червяка, который давно там живет.

Моя оценка данного яблока быстро меняется на низкую.

Что послужило толчком? Опыт.

Но человека оценить сложнее, особенно когда надо оценить себя. Ведь я воспринимаю себя изнутри, а мне хочется точно знать, какое отношение я вызову у окружающих.

Да и я бываю разным, в разном настроении, с разной энергетикой, с различными мыслями.

И состояние окружающих тоже зависит от ситуации, погоды и времени суток.

Или вот я встречаю незнакомого человека. Если я хочу оценить его отношение ко мне по его реакции, то часто ничего не получается. А почему?

А тот человек сам еще не знает, как ко мне относиться. Он только собирает информацию обо мне.

На что он будет в первую очередь ориентироваться? На мой внешний вид, на мое поведение. На мои слова, на то, как я сам отношусь к себе. Какое отношение ко мне я ему подсказываю. То есть, я сам формирую его отношение ко мне.

В статьях психологов можно найти много советов, как менять свое поведение, как играть роль уверенного человека. Я не буду давать вам эти советы. Они слабо работают. Тут важна комплексная работа. Работа с движениями, эмоциями, мыслями. И все это одновременно.

Тут может помочь работа со сменой установок, убеждений, которые идут из детства. Многое нам внушили в детстве, и часто это мешает жить и действовать. Тут желательна помощь психолога. Надо относиться к этому спокойно. Психолог – это не психиатр. Диагнозов мы не ставим. Запугиванием не занимаемся.

Просто те изменения, которые мы хотим в себе получить, с психологом часто происходят в десятки раз быстрее, чем при самостоятельной работе над собой. Которая тоже возможна и необходима, конечно. И время, и затраты с лихвой окупаются. Так что, работа над своей самооценкой – это хоть и сложно, но возможно. Желаем вам удачи на этом пути!

orasulmd.org

Как помочь ребенку с низкой самооценкой

Всем без исключения родителям бывает неприятно, когда они замечают, что у их ребенка низкая самооценка. Неуверенные в своих силах дети неуютно чувствуют себя при общении как со сверстниками, так и со взрослыми, они тяжело переживают свои неудачи и учатся заметно хуже других.

Как распознать низкую самооценку

Чаще всего родители узнают об этой проблеме от детского психолога в первые годы обучения ребенка в школе. Однако выявить низкую самооценку и начать с ней бороться они могут и сами, если внимательно понаблюдают за поведением своего ребенка и послушают, что он говорит.

Дети с заниженной самооценкой часто говорят такие фразы, как «Я не знаю», «Я не смогу» и «У меня не получится». Очень показательным может быть поведение ребенка в кругу его сверстников: неуверенные в себе дети могут быть некоммуникабельными, стеснительными, а иногда ведут себя слишком вызывающе. Очень часто хулиганы и задиры на самом деле ощущают неуверенность и внутреннее беспокойство, а их поведение является всего лишь маской для окружающих.

Начинающуюся проблему можно выявить с помощью простого психологического теста: нужно всего лишь попросить малыша нарисовать самого себя. Если человечек на рисунке будет выглядеть неказисто, а для оформления ребенок использует только мрачные цвета, это без слов говорит о том, что у родителей есть веские причины для беспокойства. Если ребенка с заниженной самооценкой попросить нарисовать всю семью, то он рисует себя непропорционально маленьким по сравнению с остальными.

Причины возникновения низкой самооценки

Зачастую низкую самооценку можно наблюдать у детей из неполных семей или у тех, кто страдает от физических недостатков (например, заикаются, имеют лишний вес, не выговаривают несколько букв или носят очки). Дети бывают очень жестокими и бестактными и могут придумывать такому ребенку обидные прозвища.

Иногда в том, что у ребенка низкая самооценка, бывают виноваты родители. Если папа или мама, когда у него что-то не получилось, говорят, что малыш ничего не умеет или плохо соображает, ребенок может замкнуться в себе и убедиться в своей никчемности. Такие же проявления возникают у детей, родители которых слишком много им запрещают или же чрезмерной опекой не дают им самостоятельно познавать мир.

Как бороться с заниженной самооценкой

Чтобы помочь своему ребенку стать уверенным в себе, родителям следует чаще хвалить его, акцентируя внимание на достоинствах и успехах и игнорируя неудачи. Если у ребенка серьезные проблемы с успеваемостью, нужно помочь ему делать уроки. Рядом с родителями малыш будет чувствовать себя увереннее. Когда задание будет выполнено, ребенка нужно похвалить, не забыв упомянуть о том, что им можно гордиться, поскольку самое сложное он сделал сам.

Если ребенок страдает от насмешек ровесников, необходимо выяснить причину и постараться ее устранить. Например, если у ребенка лишний вес, можно вместе с ним скорректировать его режим питания или выбрать спортивную секцию, а если ребенок не может выговорить какие-то буквы, можно записать его на занятия с логопедом. Недостаток, который нельзя исправить, нужно либо превратить в достоинство, либо постараться сделать незаметным, научив ребенка акцентироваться на собственных достоинствах.

Неуверенному в себе малышу нужно помочь сблизиться с ровесниками и завоевать в их глазах авторитет. Для этого можно устроить для него и его товарищей незабываемый праздник, например, в честь его дня рождения. Самое главное — это никогда не жаловаться при ребенке на проблемы, не ругать свою жизнь и не принижать свои достоинства, поскольку дети склонны во всем подражать своим родителям.

© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

zhenskoe-mnenie.ru

Повышение самооценки — боремся с заниженной самооценкой!

Повышение самооценки — очень важная часть саморазвития. Ведь от того, как мы себя ощущаем, кем себя чувствуем напрямую зависит наше поведение и успех в делах. Чаще всего успех в жизни больше зависит от того, КАК мы ведем себя в определенных ситуациях и из какого состояния действуем.

Почему большинству людей необходимо повышение самооценки?

Потому что подавляющее большинство «болеет» заниженной самооценкой. Человек даже может (или не хочет) осознавать, что у него заниженная самооценка, но окружающие это увидят. Родом эта «болезнь» из детства, часто из-за неправильного воспитания. Конечно родители не хотят, чтобы ребенок вырос с заниженной самооценкой, но зачастую воспитывают старыми методами, не задумываясь о последствиях.

Например, ребенок сделал что-то не так, «не правильно». И тут начинается — «да ты растяпа», «не понимаешь простых вещей». Или мое любимое — «вот посмотри, какой у соседей сын хороший — учится на пятерки, в квартире убирается». И у дитя создается убеждение, что все вокруг лучше его, что он ничего не может, что у него ничего не получается. В итоге — заниженная самооценка .

Кстати, вот что рекомендуют психологи родителям:

На самом деле нужно негативные поступки даже особо не замечать, т.е. не давать никакого подкрепления, в крайнем случае, отлупить и сделать жёсткое внушение о том, что «так делать нельзя». И забыть. А если ребёнок сделает что-то правильное, именно социально правильное, достиг каких-то успехов в школе, в детском садике, даже банально с девочками, или в конструкторе что-нибудь собрал, то нужно поощрять, причем, чем сильнее, тем лучше! Любви много не бывает.

С причинами мы разобрались, теперь поговорим про повышение самооценки. Это вполне реально, но нужно принять то, что процесс может занять длительное время. Еще бы — годами в вас вбивали убеждение, что вы хуже других, поэтому за один день от него не избавишься. Но есть и радостный момент — методы повышения самооценки очень простые и доступны каждому. Помните, главное — регулярность!

1. Не сравнивать себя с другими! Все люди уникальны — у кого-то больше денег чем у вас, у кого-то круче машина. Другие же, наоборот, живут хуже вас. Здесь нужно проявить осознанность и принять то, что всегда будет кто-то лучше и кто-то хуже вас. И уже самим фактом сравнения себя с другими вы подкрепляете в психике тот факт, что самооценка у вас занижена. Любите себя такого, какой вы есть.

2. Отвечать на все комплименты, поздравления волшебным словом «спасибо». Этим самым вы принимаете комплимент, подтверждаете себе, что действительно заслужили его. Если говорить «да ладно, ничего особенного» то психика получает сообщение, что комплимент отклонен, что похвала была незаслуженная. И формируется заниженная самооценка.

3. «В здоровом теле — здоровый дух!» Занятия спортом, физкультурой, любой физической активностью тренирует ваше тело и воспитывает дух. С каждой тренировкой вы будете становится все более уверенным в себе и своих силах, будете чувствовать свое тело. Это очень хорошо влияет на повышение самооценки . Танцы, тренажерный зал, бассейн, пробежка в парке, футбол с друзьями — список можно продолжать до бесконечности. Главное — желание!

4. Внимательно слушайте собеседника! Если что-то непонятно, то не надо стесняться спрашивать. Не бойтесь показаться глупым или невнимательным. Наоборот, если вы умеете слушать, задавать конкретные грамотные вопросы, то этим вы показываете собеседнику, что разговор вам интересен. В глазах этого человека и в своих глазах вы значительно вырастите, потому что мало людей сейчас умеют не только слУшать, но и слЫшать.

5. Список положительных качеств! Сделайте себе список положительных качеств, которые в вас присутствуют. Уделите этому достаточно времени и просто выписывайте все, что приходит на ум, когда вы говорите «мои положительные качества». Очень часто фокусируясь только на отрицательных качествах мы забываем, что в нас много и положительного.

6. Общайтесь с позитивными людьми! Старайтесь больше общаться с успешными, уверенными в себе людьми. Чем больше в вашем окружении будет таких людей, тем быстрее ваша самооценка поднимется!

7. Дневник достижений! Заведите свой «дневник достижений» и записывайте все прошлые и настоящие достижения. Не обязательно, чтобы это было что-то грандиозное. Научились печатать вслепую 10 пальцами, кататься на коньках, получили водительские права — смело записываем. Со временем эти вещи начинают казаться нам обыденными и мы забываем, что когда-то очень сильно радовались и гордились собой по этому поводу. Уделите вечером время и просматривайте свой дневник достижений. Пытайтесь заново пережить все те чувства, что присутствовали тогда в вас!

8. Практика и опыт! Больше действуйте — позитивный опыт лишь будет подкреплять вашу самооценку и веру в себя. К ошибкам относитесь спокойно — не ругайте себя. Лучше понять, что было сделано не так и в следующий раз поступить эффективней. Практика — один из важнейших инструментов повышения самооценки!

Друзья, я очень надеюсь, что эти нехитрые секреты успеха и повышения самооценки очень помогут вам в саморазвитии!

ivanrbk.ru

Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе ^

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.
  • Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

    При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.
  • Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

    Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы ^

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.
  • Как определить заниженную самооценку? Читай здесь.

    За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;
  • Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

    Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

    Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  • Соблюдайте сроки, на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  • Не переходите на личность, то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  • Не упоминайте старых огрехов, наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  • Должна быть последовательность.
  • Наказывая, вы не должны навредить здоровью.
  • При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  • За один проступок – одно наказание, которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  • Нельзя лишать родительского внимания, даже если вы сердитесь.
  • Не забирайте вещь, что подарена.
  • Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).
  • Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.
  • Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

    1. Никогда не запугивайте предстоящей карой, говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
    2. Никакого пристрастия! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
    3. Не подойдет такой способ влияния на малыша, которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.
    4. Хороший метод – наказание бездействием:

      поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

      Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

      Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

      Не допускается наказывать в следующих случаях:

      • при плохом самочувствии малыша;
      • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
      • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
      • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
      • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
      • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
      • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.
      • Как повысить самооценку ребенку ^

        1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
        2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
        3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
        4. Следует поощрять инициативу.
        5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
        6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
        7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
        8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
        9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
        10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
        11. Верьте в успехи вашего подростка.
        12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
        13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
        14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
        15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.
        16. Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

          Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.

          Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.

          Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.

          А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

        17. учитывать желания и мнения окружающих;
        18. воспринимать критические замечания;
        19. проявлять уважение к чувствам других.
        20. Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

          Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

          С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

          Как поднять самооценку подростку? Упражнения читай здесь.

          Читай о видах самооценки личности в зависимости от уровня в нашей статье.

        21. Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
        22. Игра «Имя». Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
        23. «Жмурки». Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
        24. «Зеркало». Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
        25. Соревновательные игры, в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
        26. «Связующие нити». Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
        27. «Настроение». Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
        28. «Проигрываем ситуацию». Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
        29. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
        30. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
        31. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?
        32. Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

          Видео: Как поднять самооценку ребенка

          Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

          Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

          gopsy.ru

          10 причин заниженной самооценки

          Дата публикации 26 июня 2017 . Опубликовано в 10 причин

          Человек с заниженной самооценкой сам себя запирает в «тюрьме» собственных ограничений. Они лишает себя возможности полноценно реализоваться, достигнуть успехов, чувствовать себя комфортно в обществе и наедине с самим собой. Поэтому, с заниженной самооценкой нужно разбираться. Только те люди, которые смогли принять и полюбить себя такими, какие они есть, могут в полноте использовать все возможности, которые дает им Вселенная, а также наслаждаться жизнью и чувствовать себя счастливыми. Первый шаг в преодолении комплексов и повышении самооценки – понимание причин, которые лежат в основе ее снижения. Давайте рассмотрим 10 популярных причин снижения самооценки, чтобы понимать, как разобраться с проблемой.

          В жизни бывают разные ситуации – сегодня мы выигрываем, наслаждаемся триумфом, а вчера, возможно, проливали слезы из-за неудач. Это конечно же, обычная картина реальности, казалось бы, что тут такого – у всех случаются победы и поражения. Но, многое зависит от того, как мы их воспринимаем. Если человек воспринимает поражение, как толчок к росту и работе над собой – он поднимается после падения, принимает вызов и сражается дальше за свою победу. Но, если человек воспринимает свое поражение как удар судьбы, оно остается в его подсознании и постепенно, как ржавчина, разъедает его железную уверенность в самом себе и собственном успехе. Все зависит от нашего отношения и образа мышления.

          Нерешительность может проявляться как следствие низкой самооценки, так и быть ее причиной. Если по какой-то причине человек долгое время не принимает решение, часто жизнь сама делает выбор за него, и тогда, последствия могут быть неконтролируемыми. Поэтому, не решаясь делать личный выбор, человек отдает свою жизнь плыть по течению обстоятельств, которые, далеко не всегда, заносят его в желаемую гавань. Такие ситуации приводят к снижению самооценки, появлению неуверенности в себе и потере контроля над собственной жизнью. Человек начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным рядом с бурным течением жизни.

          Это чувство может поселиться в голове и словно дятел, постепенно выклевывать остатки уверенности в себе. Чувство вины может стать спутником на всю жизнь, превратив ее в серое существование, наполненное негативом, депрессиями и неадекватным восприятием реальности. Нельзя позволят вине за ошибки прошлого съедать ваше будущее. Подарив себе прощение раз и навсегда можно избавиться от многих проблем, и не только от заниженной самооценки.

          4. Привычка промедления.

          Прокрастинация – распространенная проблема современных людей, с которой часто очень сложно справиться своими силами. Оставляя важные дела и решения на потом, мы теряем свое время. Теряя время, мы упускаем возможности. Если мы не движемся вперед, мы скатываемся назад и таков закон жизни. Все это не может не влиять на самооценку негативно.

          5. Отвержение в детстве.

          Ребенку нужно знать, что родители принимают и любят его таким, каков он есть. Взрослому нужно то же самое. Но, если человек недополучал принятия в детстве и по каким-либо причинам был отвержен родителями или другими авторитетными для него взрослыми, в будущем он непременно столкнется с психологическими проблемами, пока не научится сам принимать себя таким, какой он есть. Это одна из скрытых причин низкой самооценки, которую человек самостоятельно не всегда может выявить.

          6. Общение с манипуляторами.

          Человек, привыкший манипулировать окружающими, не всегда делает это сознательно, из корыстных побуждений. Манипулятором может оказаться кто угодно – муж, жена, начальник, друг, сосед и любой человек. Сталкиваясь с таким человеком, мы обязательно будем чувствовать внутренний дискомфорт, а продолжительное общение и близкие отношения могут стать причиной снижения самооценки. Навязывание страха, чувства вины, несоответствия – это главное оружие манипуляторов, с помощью которого они хотят контролировать других людей и управлять ими для достижения собственных мелких или крупных целей. Поэтому, важно защитить себя от такого психологического давления. Если же вы не можете противостоять манипуляторам и чувствуете, как ваша жизнь становиться все хуже и хуже, лучше всего оборвать с ними отношения, хотя бы на короткий промежуток времени.

          Перфекционизм – нездоровое стремление к совершенству. Почему нездоровое? Потому что малейший недостаток выводит человека из состояния гармонии и равновесия, а иногда даже заставляет страдать. Проблема современного общества – это избыток недостоверной информации. Если оглянуться вокруг и вникнуть в суть вещей – в этом мире слишком много вранья, и поэтому нужно иметь смелость принять это, а не пытаться соответствовать нарисованным СМИ образам. Мы видим, слышим, читаем много интересного, но верить всему нельзя, если вы не хотите страдать от заниженной самооценки. Нет ничего удивительного в том, что девочка-подросток, проходящая естественную перестройку организма, столкнется с проблемой возрастной сыпи. Но, насмотревшись в журналах обработанные профессиональным редактором фотографии, где кожа ее сверстниц сияет чистотой, она начнет думать, что с ней что-то не так. Это только один пример, а такой промывке мозга подвержены люди всех возрастов и часто мы даже не осознаем, что и когда именно на нас повлияло, заставив бежать за призрачным идеалом. Жизнь динамична – что-то у нас получается лучше, что-то от нас не зависит, а другое мы вообще не считаем важным и пропускаем мимо или обходим стороной. Во всем невозможно достигнуть совершенства, и поэтому не стоит увлекаться гонкой за призрачными идеалами, которая только разрушает нашу самооценку.

          Одиночество не обязательно должно быть явным. Мы можем иметь много друзей, знакомых, близких людей, коллег, но при этом оставаться в одиночестве. Не всякое одиночество способно негативно сказываться на самооценке. Но, если человек лишен общения со своими единомышленниками, с людьми, которые разделяют его жизненную позицию, взгляды и ценности, он будет постепенно терять верю в себя и свои принципы.

          9. Чрезмерные требования по отношению к самому себе.

          Если человек изо всех сил старается соответствовать требованиям, которые он сам себе предъявляет, чаще всего это заканчивается заниженной самооценкой и разочарованием. Адекватно оценивайте свои возможности и ресурсы, и исходя из этого устанавливайте реалистичные цели, не требуя от себя ничего невозможного.

          10. Зависимость от мнения окружающих.

          Каким бы хорошим и красивым человеком вы ни были, обязательно найдутся те, кому вы не по душе и не по вкусу. Зависимость от мнения окружающих людей постепенно уничтожает самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться искать одобрение и признание внутри себя, а не снаружи. Не ждите, что вас будут одобрять и восхищаться – делайте это для себя, и ваша самооценка никогда не пострадает.

          vitamarg.com

          Причины низкой самооценки

          Прежде чем бороться с неуверенностью в себе, необходимо выяснить, с чем она связана и чем вызвана. Многие психологи сходятся на мнении о том, что причины неуверенности в себе стоит искать в своем детстве и отношениях с родителями. Когда детские достижения постоянно остаются незамеченными, а заслуги — не оцененными, ребенок начинает чувствовать себя бесполезным, у него развивается комплекс неполноценности. С ранних лет он думает о том, что не достоин родительской похвалы. Повзрослев, он считает, что не достоин счастья, следовательно, лишает себя многих радостей жизни. Если родители наказывали ребенка в детстве за малейшую оплошность, а достоинства их не выделяли, то во взрослой жизни повзрослевший человек будет замечать у себя только недостатки и нередко принижать свои достоинства.

          Неуверенность в себе может стать следствием тяжелых психических травм, от которых человек не смог оправиться: развод, предательство, измена, потеря работы. В такие моменты крайне важно вовремя обратить внимание на проблему и помочь родному человеку выйти из сложившейся ситуации, поддержать его.

          Как победить неуверенность в себе

          Преодоление неуверенности и работа над своей самооценкой – это тяжелый труд, требующий терпения и стойкости. В первую очередь, нужно перестать делать акцент на неудачах и поражениях. Каждый человек ошибается, терпит неудачи, это возможность лучше узнать себя и свои способности, чтобы понять, какие качества стоит развивать. Умение сконцентрироваться на настоящем времени приведет к счастливой и полноценной жизни.

          Люди с заниженной самооценкой чувствительны к мнению окружающих, их представление о себе формируется, исходя из похвалы, сказанной в их адрес, или критики. Нужно научиться быть самодостаточной личностью, не принимающей близко к сердцу чужое мнение и не зависящей от него. Психологи советуют взять бумагу и составить список всех своих достоинств. Каждый вечер перед сном перечитывать получившийся список. Также желательно завести дневник успехов и ежедневно записывать в него свои маленькие достижения за день.

          Постоянное сравнение себя с другими более успешными людьми приводит к депрессии и мешает саморазвитию. Сравнивать нужно собственные прошлые и настоящие достижения, чтобы добиться успеха в будущем. Поражения и неудачи бывают у всех, даже у очень успешных и уверенных в себе людей. Если поменять отношение к неудачам и смотреть на них, как на предоставленную возможность получить ценный жизненный опыт, чтобы в следующий раз не ошибиться и оказаться на вершине, можно победить любые комплексы, в том числе и неуверенность в себе. Психологи рекомендуют следовать перечисленным ниже советам, чтобы победить неуверенность в себе.

        33. Необходимо зайти в дорогой бутик и попросить консультанта показать вам понравившуюся вещь, расспросить о ее составе, правилах стирки, хранения, цене. Затем вежливо поблагодарить и уйти.
        34. Завести разговор с незнакомым человеком в кафе, ресторане, общественном транспорте, попросить помощь (показать дорогу, дать позвонить, попросить денег на дорогу).
        35. Ежедневно следует проводить не менее 20-30 минут у зеркала, делая комплименты своему отражению, выделяя все достоинства и описывая их в подробностях.
        36. Люди с низкой самооценкой не умеют принимать комплименты. Порой извиняются или отмечают какой-нибудь свой недостаток. Не надо стесняться принимать комплименты и заслуженные слова одобрения и восхищения. В таких случаях следует улыбнуться и вежливо поблагодарить собеседника, а не краснеть и перечислять недостатки. Частое «спасибо», сказанное как самим человеком, так и в его адрес другим, является превосходным способом поднять самооценку и снять постоянное нервное напряжение, которое испытывают не уверенные в себе люди.

          Борьба с низкой самооценкой может быть длительной, но эффективной она станет только тогда, когда человек научится побеждать свои страхи.

          slyxi.com

          Застенчивый ребенок с низкой самооценкой: рекомендации родителям

          Здравствуйте. Недавно мы обсуждали книгу о фиксированном и гибком сознании. Книга нам донесла мысль, что неуверенность в себе — это не дар природы, а приобретенный параметр. И часто уже в 4 года ребенок становиться обладателем фиксированного сознания, он боится сделать ошибку, боится провала, неодобрения и вследствие этого не использует массу возможностей для обучения, приобретения нового опыта в жизни. Когда он вырастает, то зачастую сидит на одном рабочем месте боясь пошевелиться и расти выше. Как дать установку на рост ребенку читайте тут. Сегодня хочу обсудить проблему где-то пересекающуюся с предыдущей темой, а именно откуда появляется застенчивый ребенок с низкой самооценкой рекомендации родителям.

          Проблема большей части современного общества заключается в том, что практически никто не понимает, что ребенок тоже является самостоятельной личностью, находящейся на длительном этапе развития. Это непонимание является основной причиной появления подавляющего большинства детских комплексов, страхов, отсутствия успеха во взрослой жизни и не сложившейся судьбы. Кто в этом виноват? Разумеется, родители, которые не создали своему ребенку должных условий для полноценного формирования в качестве личности. Конечно, многие могут ответить — виновата школа, виноваты друзья и другие внешние факторы. Но ведь родители могут отлично управлять и изменять внешние факторы (менять школу, водить на кружки) да и кто, кроме родителей может разложить все конфликтные, кризисные ситуации по полочкам для ребенка, конечно если они имеют авторитет, опыт и знания. А авторитет и доверие зарабатывается с рождения.

          Забитый ребенок с низкой самооценкой никогда не начнет вырываться вперед, пытаться чего-то добиться самостоятельно – поскольку он заранее считает себя проигравшим и боится поражений с детского возраста. Именно по этой причине повышение самооценки ребенка является важным вопросом для каждого родителя, желающего, чтобы его сын или дочь добились в жизни успеха.

          Почему формирование самооценки ребенка имеет большую важность?

          Почему формирование самооценки ребенка имеет столь большую важность? Некоторые причины изложены в общих чертах в предисловии, но их необходимо разобрать более подробно.

          Ребенок с низкой самооценкой по умолчанию считает себя неправым. Как правило, это случается в семьях, главы которых привыкли апеллировать к возрасту (подрастешь – будешь умничать) и наказывать детей за плохую успеваемость и малейшие огрехи в поведении. При этом не имеет значения, имеют ли место физические наказания в виде побоев ремнем – или же все ограничивается моральными унижениями (руки не из того места, опять двойка, в кого же ты такой дурак получился).

          Такое поведение родителей становится для ребенка нормой существования – жизнью это назвать трудно. Развитие личности заканчивается, любое повышение тона собеседника заставляет ребенка пугаться. Таких детей дома обижают и унижают родители, а в школе – одноклассники, своим коллективным разумом отлично видящие слабые места потенциальных жертв, неспособных дать отпор.

          Даже если во взрослой жизни такой ребенок находит себя, получает работу и вступает в семейные отношения, он продолжает жить по той же линии поведения, боясь и ненавидя своего начальника.

          Если речь идет о девочке, сталкивавшейся в свое время с таким отношением от родителей на постоянной основе – она, в конце концов, никогда не сможет уйти от мужа-тирана, как бы он ее ни унижал, ни оскорблял и ни бил.

          Хотите, чтобы ваши дети прожили такую жизнь и сделали то же самое с вашими внуками? Разумеется, нет. Поэтому следует перейти к тому, как же все-таки разорвать этот порочный круг.

          Приемы формирования самооценки

          Приемы формирования самооценки ребенка в любом возрасте достаточно просты и логичны. Кому-то описанное ниже может показаться азбучной истиной – однако отнеситесь к этому с необходимой долей серьезности. Эти советы действительно могут помочь вам воспитать личность, Человека с большой буквы, уважающего себя и заслуживающего уважения окружающих.

          Уважение родителей – самоуважение ребенка

          Начинать стоит с самого малого возраста – еще до трех лет, когда ребенок в принципе не имеет критического мышления. Эту функцию за детей двух-трех лет выполняют родители, являющиеся для каждого непререкаемым авторитетом. По этой причине если ребенок чаще слышит упреки, ругань и оскорбления родителей в свой адрес – то он принимает это за истину, по-настоящему страдая.

          Идите от противного – старайтесь не сильно ругать детей за огрехи и ошибки (ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает), а хвалить за успехи и достижения.

          В этом случае вы заложите хорошую базу для уверенной в себе личности – вместо вечного ребенка, не способного понять, почему его так ненавидят.

          Уровень понимания ребенка не равен вашему

          Вплоть до подросткового возраста будьте крайне аккуратны в суждениях. Никогда не забывайте о том, что ваш ребенок имеет в десятки раз меньший жизненный опыт и не понимает многих очевидных для вас вещей. Представьте: вы только научились складывать однозначные цифры на уровне первого класса – а вас тут же заставляют решать интегральные уравнения с двумя переменными. Примерно то же самое испытывает ребенок, когда вы пытаетесь наладить с ним общение своими категориями сознания.

          Будьте проще, и объясняйте непонятные ребенку вещи простыми словами, с приведением наглядных примеров. Ребенок впитывает любые сведения, как губка – а слова родителей, главных авторитетов в своей жизни, он воспринимает с удвоенной силой. Он поймет все, что вы ему скажете, если сказанное будет изложено на понятном ему языке.

          Совместная работа над проблемами вместо проявлений неудовольствия

          Забудьте такое выражение, как «твои проблемы – разбирайся сам». Не забывайте: учиться можно не только на своих ошибках. Станьте для своего ребенка учителем, и в будущем он будет вам благодарен.

          Если ребенок столкнулся с какой-то нетривиальной проблемой (пусть даже и по своей вине или глупости), не оставляйте его с ней один на один. Не нужно решать все за него – придерживайтесь золотой середины. Помогайте ребенку мудрым советом, полезной информацией, жизненным опытом и накопленным багажом знаний – впоследствии он научится анализировать и искать информацию и будет справляться с этим самостоятельно.

          Стоит отметить, что ваши попытки сделать все вместо своего ребенка и везде подстелить ему соломки, чтобы он набил на жизненном пути поменьше шишек, крайне вредны. Пусть лучше он ошибется и ушибется в раннем возрасте – подобная ошибка во взрослой жизни может иметь существенно более тяжелые последствия.

          Необходимое послесловие

          Общаясь с ребенком на равных, выказывая ему свое уважение и активно присутствуя в его жизни в качестве верного друга, а не человека с ремнем, умеющего громко ругаться плохими словами, вы сможете добиться наличия у него адекватной самооценки во взрослом возрасте.

          Следует помнить, что и здесь следует помнить о золотой середине. Чрезмерная опека, излишнее сюсюканье и равноценное поощрение за успехи и неудачи превращают ребенка в изнеженное чудовище, привыкшее манипулировать окружающими. Оба варианта плохо приспособлены к жизни в социуме – именно поэтому необходимо подходить к воспитанию ребенка крайне ответственно, сохраняя холодную голову и адекватность действий. Рекомендую также статью, как воспитывать, не унижая ребенка.

          До встречи. Буду очень благодарна, если поделитесь ссылкой в соцсетях и подпишетесь на обновления.

          daynotes.ru