Отношение к женщине с ребенком

Увольнение женщины с детьми

Трудовое законодательство (гл. 41) регламентирует нормы труда женщин, которые имеют семейные обязательства. Мамам с детьми до 3-х лет предоставляются льготы, которые дают возможность совмещать трудовую деятельность и уход за малышами при поступлении на новое место работы, при увольнении.

Трудовой кодекс не содержит таких оснований, как увольнение по уходу за ребенком до 14 лет. При желании сотрудницы уволиться, в трудовой делается запись о том, что она уволена, во-первых, по собственному желанию, а во-вторых, по причине ухода за ребенком до 14 лет . Также нужно сослаться на п.3 ст. 77 ТК. Сотрудник, который уволился с работы по уходу за ребенком, имеет право на следующие блага от государства:

  1. получать социальные выплаты, как безработный;
  2. встать в любой момент на учет в службу занятости;
  3. получить бесплатное обучение и переподготовку, с сохранением части оплаты труда.
  4. Если человек уволен по уходу за ребенком до 14 лет, это не дает ему права на другие выгоды и гарантии.

    Женщина является не просто труженицей, но и будущей матерью либо кормилицей маленького ребенка, а впоследствии, и гарантом будущего детей до их совершеннолетия. Для каждой категории тружениц установлены некоторые гарантии и льготы.

    А в соответствии со ст.258 ТК РФ женщинам еще и перерыв для грудного вскармливания положен продолжительностью полчаса, тоже оплачиваемый, с возможностью его переноса на конец рабочего дня.

    Согласно нормам, приведенным в ст.93 ТК РФ, труженицам при наличии детей или ребенка до 14 лет, или ребенка-инвалида по их просьбе может быть установлена неполная смена день либо неделя опять же с целью гармоничного сочетания семейных обязанностей и трудовой деятельности.

    Также же для матерей детей-инвалидов предусмотрен дополнительный отпуск без оплаты и оплачиваемые выходные дни (ст.263 ТК РФ).

    Также в качестве дополнительных льгот для тружениц, имеющих детей, установлены и некоторые ограничения с целью рационального использования их труда, совмещаемого с выполнением семейных обязанностей.

    И согласно ст.259 ТК РФ направление женщин в командировки, особенно на длительное время и на дальние расстояния, без их разрешения запрещено.

    Также требуется их письменное согласие на привлечение к работам сверх нормы либо в ночь или в выходные дни.

    И в зависимости от отрасли и занимаемой должности, для некоторых категорий тружениц установлена рабочая неделя, которая не должна превышать 36 часов.

    В частности, подобными льготами обладают женщины, проживающие в сельской местности, педагоги, а также ряд других профессий, опять же с целью создания оптимального совмещения и трудовой нагрузки, и воспитания детей.

    Возможные обоснования и причины уволить женщину

    Помимо вышеперечисленных льгот для тружениц, являющихся матерями детей до 14 лет либо инвалидов или многодетных матерей и матерей-одиночек, установлен особый порядок как при оформлении сотрудничества, так и при его расторжении.

    В частности, в ст.261 ТК РФ сказано, что уволить труженицу можно только в следующих случаях:

  5. при банкротстве предприятия и последующей ликвидации;
  6. при наличии нескольких выговоров, за многочисленное неисполнение вмененных обязанностей;
  7. за прогул;
  8. за появление на территории учреждения в состоянии опьянения;
  9. за разглашение коммерческой либо государственной тайны;
  10. за совершение хищения либо растраты имущества компании;
  11. за нарушение техники безопасности, что привело к значительному ущербу либо создало угрозу жизни для работников компании;
  12. за предоставление подложных документов либо недостоверных данных;
  13. за совершение аморального поступка.
  14. То есть женщину имеют право уволить только за совершение проступка, что для матерей является редкостью, но могут ли уволить в остальных случаях, многие не знают.

    При истечении срока трудового договора беременную сотрудницу могут уволить только в том случае, если женщина принята на декретное место и работник выходит на работу. Если же женщина уходит в отпуск по уходу за малышом, то на основании ст.256 ТК РФ за ней должны сохранить ее должность вплоть до окончания отпуска. Соответственно даже при истечении срока договора уволить ее не могут, он продляется.

    Возникает вопрос и при проведении кадровой оптимизации, которая, как правило, происходит сейчас на многих предприятиях.

    В подобной ситуации уволить по сокращению штатов можно далеко не всех, а особенно женщин, которые имеют нескольких детей. На основании ст.261 ТК РФ увольнение многодетной матери запрещено.

    Более того, должность женщины, если она пребывает в декретном отпуске, нельзя переименовать либо изменить объем обязанностей, не говоря уже о сокращении самой вакансии.

    Существуют нюансы и при переводе женщины при проведении реорганизации на предприятии.

    На основании ст.72.1 ТК РФ возможен перевод сотрудника на другое место труда по производственной необходимости при его согласии, что подразумевает инициативу со стороны работодателя. Но при необходимости инициатором может стать и женщина. На основании ст.254 ТК РФ она имеет право в порядке перевода претендовать на другую должность, с более легкими условиями труда, если ее ребенку не исполнилось полутора лет.

    Помимо вышеприведенных оснований для увольнения, женщина имеет право уволиться по собственному желанию. В подобной ситуации руководство не имеет права ей препятствовать.

    Также по просьбе женщины при увольнении ей могут внести запись: уволена в связи с уходом за ребенком до 14 лет. Это не считается нарушением и в некоторых случаях дает право на некоторые льготы при постановке на учет в Службу занятости.

    Однако даже при увольнении по статье 80 ТК РФ женщина не освобождается от уведомления за 14 дней. Хотя в некоторых ситуациях руководство может пойти на встречу матери и уволить ее без отработки в оговоренные в заявлении сроки прекращения сотрудничества.

    И конечно, трудовой договор может быть прекращен по соглашению сторон. Это в основном применяется в период нахождения женщин в декретном отпуске. Жизненные ситуации бывают разные, соответственно и уволиться женщина может в любое время, даже находясь в декрете, в течение которого на предприятии происходит реорганизация.

    Тонкости для разных возрастов детей

    Следует отметить, что для каждой труженицы в зависимости от ее социального положения и возраста детей установлен ряд льгот. Они оказывают влияние как на трудовую деятельность в целом, так и на процесс прекращения сотрудничества.

    Дети, которым нет 3 лет

    Для тружениц, которые осуществляют уход за детьми до трех лет, установлен ряд гарантий. На основании ст.256 ТК РФ за женщинами сохраняется их должность, независимо от того, проводится ли на предприятии сокращение должностей либо иные кадровые перестановки.

    Также труженица имеет право прервать свой отпуск досрочно и выполнять работу неполный рабочий день, либо трудиться в домашней обстановке, причем с сохранением пособия (ст.256 ТК РФ).

    И конечно по ст.261 ТК РФ увольнение женщины с ребенком до 3-х лет допускается только в виде исключения и по основаниям, которые можно назвать виновными действиями либо проступком.

    Дети, которым нет 14 лет

    Для сотрудниц, дети которых старше 3-х лет, на основании той же ст.93 ТК РФ по ее просьбе обязаны установить неполную смену либо неделю. Это предполагает сокращение обязанностей, и увеличение свободного времени для детей.

    И на основании ст.261 ТК РФ увольнение матери-одиночки с ребенком до 14 лет также допускается только в виде исключения, да и то за виновные действия либо аморальное поведение.

    Мать ребенка-инвалида

    Для тружениц, дети которых являются инвалидами, также установлен ряд гарантий:

    • На основании ст.262 ТК РФ им положены 4 выходных дня в месяц дополнительно, между прочим, оплачиваемых.
    • В соответствии со ст.262.1 ТК РФ труженицы имеют право на предоставление ежегодного отпуска в удобное время.
    • На основании той же ст.261 ТК РФ мать ребенка-инвалида уволить не могут до тех пор, пока ребенку не исполниться 18 лет. Только в виде исключения увольнение может быть применено при ликвидации предприятия либо за совершение серьезного проступка, описанного в ст. 81 ТК РФ.
    • Двое, трое и более детей

      Для многодетных матерей, которые имеют двоих и более несовершеннолетних детей, установлен свой перечень льгот и гарантий.

      И конечно, на многодетную мать распространяются льготы ст.261 ТК РФ. Ей установлен запрет на увольнение в случае, если женщина является единственным кормильцем семьи, где воспитываются дети. а отец не трудоустроен.

      Для сотрудниц, которые воспитывают детей сами, также предусмотрены льготы, которые описаны выше. На основании ст.261 ТК РФ их нельзя уволить по инициативе руководства до тех пор, пока ребенку не исполнится 14 лет.

      Но так как матери-одиночки в сравнении с другими категориями работающих женщин являются менее защищенными, им в соответствии с законодательством РФ выплачивается дополнительное пособие на содержание детей.

      Существуют особенности увольнения и разведенных женщин.

      Дело в том, что нормы ст.261 ТК РФ на них распространяются в полной мере, ведь гарантии для них устанавливаются в прямой зависимости от возраста их детей. Следовательно, неважно, находится ли женщина в браке, а также трудоустроен ли отец детей или нет. Также не важно, получает ли женщина алименты. Данный факт на ее права и гарантии все равно не оказывает никакого влияния.

      То есть даже с одним несовершеннолетним ребенком, который не достиг возраста 14 лет, расторгнуть трудовые отношения с матерью будет невозможно.

      Увольнение сотрудницы с ребенком или несколькими детьми мало чем отличается от процедуры увольнения в целом любого работника, кроме увольнения по уходу за ребенком до 14 лет.

      Если женщина увольняется по собственному желанию, то подается заявление в сроки, установленные ст.81 ТК РФ. На его основании уже издается приказ о прекращении сотрудничества.

      Кстати, в трудовую книжку вносится та же запись, так как подобное основание в Инструкции по ведению книжек о труде предусмотрено.

      В случае если инициатором увольнения является руководитель предприятия, то в зависимости от оснований увольнения прилагается полный пакет документов, подтверждающих обоснованность прекращения сотрудничества.

      Допустим, в случае увольнения в связи с несколькими выговорами приказ об увольнении издается уже по результат третьего проступка. К нему прикладываются все документы, зафиксировавшие прогул либо нарушение сроков сдачи отчетности.

      В соответствии с нормами ст.65 ТК РФ каждый труженик при приеме на работу должен предоставить только установленный перечень документов. В него документы о некоторых льготах не входят. Но для того чтобы женщина могла рассчитывать на защиту своих материнских прав, она сама обязана поставить в известность предприятие о наличии несовершеннолетних детей.

      В частности, для подтверждения на предприятие нужно предоставить следующие копии документов:

    • свидетельство о рождении детей, даже если некоторым из них исполнилось более 14 лет, ведь многодетной женщина считается до тех пор, пока старшему ребенку не исполнится 18 лет;
    • удостоверение о наличии статуса многодетной семьи, если таковое имеется;
    • удостоверение по инвалидности на ребенка, но только до 18 лет;
    • справку о составе семьи.
    • Выплаты и компенсации

      При увольнении женщине с ребенком положены те же выплаты, что и остальным работникам в аналогичной ситуации:

    • оплата труда за последние дни работы;
    • компенсация за все дни неиспользованного отдыха, а также отгулов, которые, кстати, должны быть компенсированы при увольнении точно также как и остальные дни.

    При наличии неоплачиваемых отгулов женщине перед увольнением по ее желанию предоставляется небольшой отпуск без оплаты. Если же отгулы подлежат оплате, то, соответственно, предоставляется оплачиваемый и короткий отпуск.

    В течение какого срока

    Увольнение женщины не является сложной процедурой, и сроки увольнения, установленные нормами трудового законодательства, распространяются на труженицу в полной мере.

    Заявление на увольнение по желанию подается за две недели. Если же инициатором прекращения сотрудничества является работодатель, то уволить могут не позднее месяца с момента совершения проступка.

    Несогласие и защита прав женщины

    Учитывая льготы и гарантии, установленные на законодательном уровне для женщин, которые совмещают материнские обязанности с трудовой деятельностью, увольнение труженицы с нарушениями можно урегулировать только в судебном порядке.

    Дело в том, что только на основании судебного решения возможно не только восстановиться в прежней должности, но и наказать руководство предприятия штрафными санкциями за нарушение прав предоставленных женщине государством. К судебному иску нужно будет приложить копию приказа об увольнении, а также документы, подтверждающие возраст детей.

    Но суд можно рассматривать как крайнюю меру, уже после увольнения.

    Если же женщина еще не уволена, но начальство ставит ее в известность о прекращении сотрудничества, даже зная о ее правах, для начала нужно написать жалобу в Инспекцию труда. Только посредством жалобы можно напомнить о своих правах и избежать незаконного увольнения. *По материалам kadriruem.ru/uvolnenie-zhenshhiny-s-rebenkom

    Сотрудница с детьми – это особая категория граждан, которые имеют особые привилегии при увольнении сотрудников. Есть несколько пунктов, которые должна знать каждая беременная или недавно родившая работающая девушка/женщина:

  15. беременная девушка/женщина ни в коем случае не может быть уволена, если только речь не идет о полном банкротстве фирмы;
  16. если женщина в положении работала по временному трудовому договору, в таком случае он может быть расторгнут, но с последующим предложением подходящей работы для нее;
  17. если мать замужем, но в семье есть дети до трех лет;
  18. если гражданка в разводе, но у нее дети до четырнадцати лет.
  19. Можно ли уволить женщину с ребенком инвалидом? Определенно нет! Более того, ей положены социальные выплаты по уходу за больным и дополнительный час, кроме обеденного перерыва.

    Она может быть уволена в следующих случаях:

  20. произошло полное банкротство фирмы;
  21. кража имущества фирмы;
  22. нарушение или использование положения в личных целях;
  23. непристойное поведение на рабочем месте.
  24. Могут ли уволить женщину с ребенком до 3-х лет по срочному договору

    Человека, работающего по договору срочности, уволить могут! Не имеет значения есть у него сыновья/дочери или нет – он не был принят на работу на полную основу.

    Срочный договор возможно расторгнуть в нужный момент по вескому основанию, поскольку он выполнял лишь определенную работу за определенный срок.

    Увольнение женщины с ребенком до 3 лет какая предусмотрена компенсация?

    Если мать уволили с работы, пока она была в отпуске по уходу за своими малышами, ей положены ежемесячные выплаты. Она может получать эти деньги в течение полутора лет. Эта сумма составляется сорок процентов от среднего заработка на ее последнем месте работы. Пособие по уходу за ребенком уволенным женщинам выплачивается обязательно, иначе можно подать жалобу, как на административное правонарушение.

    Как оформляется заявление на увольнение

    Если вы решили, что на прежнее место работы вам выходить не стоит, то необходимо передать работодателю (лично или заказным письмом с уведомлением) заявление. Оно должно содержать следующую информацию:

  25. Точное название организации, обязательно указать ее организационно-правовую форму.
  26. Должность руководителя и его фамилию, имя и отчество.
  27. Свои личные данные: Ф. И. О., подразделение предприятия и должность.
  28. Дату, с которой работница хочет прекратить выполнять свои служебные обязанности.
  29. Основание для увольнения.
  30. Подпись и дату составления документа.

Если вы принесли заявление лично, то подать его можно через бухгалтерию или кадровое подразделение. Для написания вам не потребуется образец, так как это заявление оформляется в свободной форме. В качестве основания для увольнения сейчас чаще всего женщины используют формулировку «по собственному желанию», однако законом не запрещено писать истинную причину невозможности выполнения своих служебных обязанностей: «в связи с уходом за несовершеннолетним до 14 лет».

В 2017 году в трудовых книжках не делается запись об увольнении по причине ухода за ребенком. В действующем Трудовом кодексе упразднено понятие уважительная причина, так как оно противоречит Конституции РФ.

Возможно ли увольнение без отработки

Те, кому предстоит увольнение по уходу за ребенком до 14 лет, часто интересуются: нужно ли после подачи заявления исполнять свои служебные обязанности в течение двух недель? Необходимость отработки обсуждается с работодателем.

ТК РФ несовершенен, поэтому стоит достичь с работодателем взаимопонимания в вопросе необходимости отработки. Она требуется практически во всех случаях. Исключение составляют лишь ситуации, когда были нарушены права работницы, и это зафиксировано трудовой инспекцией.

dedadi.ru

Уроки моего брака. Урок 8. Не надо жениться на женщине с ребенком.

«Если мужчина готов на все ради женщины, значит, он ее любит!

Если женщина готова на все ради мужчины, значит, она его родила!» (с)

Мы создали две совершенно разных по конфигурации семьи и эти две модели постоянно сталкивались, конфликтовали, потому что они непримиримы. Представьте себе ситуацию, когда, находясь в одной лодке, каждый гребет в свою сторону, попутно обсуждая неправильность действия другого при этом раскачивая лодку. Это еще мягкое сравнение.

При этом женщина исходит из очень оригинальных постулатов и для нее вполне логичных и естественных:

«Если ты любишь меня, значит, должен любить и моего ребенка, потому что он часть меня!» На что я, логично утверждал, что у нее с ребенком 50% общих генов, также как с родным братом и родителями. Стало быть, я также должен любить и их? Ответа не было, потому что логика здесь не при чем вообще. Что же касается самой любви к чужому ребенку, то это очень сложная и больная тема! Во-первых, я старался полюбить его, я себя заставлял, мучил, переживал из-за того, что у меня не получается. Пока не перепробовал все доступные мне способы и понял, что нельзя себя ломать и мучить, что ничего хорошего из этого не получится. В какой-то момент я понял, что я не только не могу полюбить этого ребенка, но что у меня к нему идиосинкразия, т.к. он просто воплощает собой совершенно противоположную мне личность! И тогда я спросил себя: «А тебе это все надо?». Это случилось уже после того, как родился мой собственный сын и я узнал доподлинно – что такое отцовские чувства и что такое настоящая любовь к родному ребенку. Дело в том, что это прошито на таких глубинных уровнях, что здесь против природы не попрешь. Известно также из жизни животных, что лев, получая новую самку себе в гарем – обязательно убивает ее детенышей от предыдущего самца, чтобы избавиться от будущих конкурентов. Я, конечно, никого не убивал, но конкуренцию чувствовал очень остро.

Любые требования к ребенку, к его воспитанию блокировались следующим тезисом: «Он РЕБЕНОК. У тебя слишком взрослые требования к нему». Но это были «еще цветочки». Глубинная проблема заключалась в гигантском КОМПЛЕКСЕ ВИНЫ, который испытывала мать по отношению к своему ребенку, который родился с серьезными осложнениями (из-за провинциальных врачей-коновалов). Этот комплекс вины серьезно изуродовал психику этой хорошей в общем-то женщины. На практике это означало патологическое «переродительствование» (к этой теме мы обязательно обратимся в будущих постах), которое я никак не мог принять. Также это означало, что любое требование к ее сыну перерастало в конфликт взаимоотношений, в котором она всегда занимала сторону своего несчастного ребенка, разумеется, независимо от его правоты/неправоты. Т.е. на практике вышеописанные две модели семьи никак не могли ужиться вместе и постоянно сталкивались, вызывая очень острые конфликты.

Когда, в самом начале нашего знакомства, я спрашивал ее о причинах ее развода с первым мужем, она отвечала коротко: «Из-за его отношения к ребенку». Основной причиной разрушения второго своего брака она называла: «Мое неправильное отношение к ее первому ребенку». Вот так травмирует женщину ее комплекс вины перед собственным ребенком, что она, бедная, мечется как волчица в поисках убежища, где бы она могла пристроить свое несчастное дитя. А когда женщина живет не умом, а звериными инстинктами – она на самом-то деле уродует жизни своих детей. В итоге она двоих своих детей (один – мой сын) самостоятельно лишила отцов, постоянно перетаскивая щенков в новое логово и ненавидя отцов своих детей. Вчера, кстати, она родила третьего сына от третьего мужа. Я пожелал им СЧАСТЛИВОГО РОДИТЕЛЬСТВОВАНИЯ. Но что-то мне подсказывает, что она все равно не успокоится. Потому что что-то жжет ее изнутри. Но даже если бы я знал – что именно – все равно не поверил бы.

Вы также можете прочесть и другие уроки моего брака:

sadovnik-rus.livejournal.com

Разведенная женщина с ребенком. Жениться или расстаться?

Можно ли найти свое счастье с разведенной?

Далеко не каждая разведенная женщина с ребенком может создать новые семейные отношения. Причиной этого служит то обстоятельство, что дети после развода, как правило, остаются с матерью, и это становится препятствием для обретения ею нового мужа.

Не все мужчины решаются жениться на разведенной женщине с ребенком, опасаясь возможных трудностей и проблем. Насколько они обоснованы? Согласно последней российской микропереписи населения, в 68 % случаев разводов их инициаторами становятся женщины.

В Москве этот показатель доходит до 80 %. Мужчины чаще инициируют разрыв семейных отношений лишь после 50 лет, когда дети выросли, выплата алиментов уже не грозит, а собственные силы еще далеко не на пределе.

И в том и в другом случае появляется еще одна разведенная женщина с ребенком или без, которая, естественно, стремиться создать новые отношения и новую семью.

Жениться на разведенной?

По данным Демографического ежегодника ООН, повторный брак заключает каждый второй разведенный(ая). Однако создание второй семьи далеко не всегда бывает легким делом. Особенно если мужчина решил жениться на разведенной даме с ребенком.

Психотерапевт С. Крахтовилл, исследовал особенности таких брачных союзов и обнаружил, что в них действительно часто возникают проблемы. И связаны они в основном с наличием у новой жены детей от другого мужчины.

Часто дети отказываются признавать за новым «папой» право на полноправное место в их семье, рассматривая его как незваного гостя, узурпировавшего часть маминой любви и внимания. Потенциального жениха разведенной невесты родственники и друзья нередко стращают именно сложностями отношений с «её» детьми и возможными конфликтами с их бабушкой, будущей тещей.

Надо сказать, что какой-то резон в этом есть. Женщина после развода в повторном браке действительно иногда склонна ставить нового мужа лишь на третье (после ребенка), а то и на четвертое (после своей матери) место в семье.

Ее может раздражать негативное или безразличное (как ей кажется) отношение мужа к неродным детям. Ожидая от него «отцовской» любви и заботы о своем ребенке, она в большинстве случаев испытывает разочарование, что не идет на пользу новому браку.

Сложности во второй семье

Американский психолог В. Сатир описывает проблемы повторных браков с детьми от предыдущих союзов следующим образом:

  • Женщина может образовать коалицию с собственным ребенком, ограждая его от воспитания нового мужа и не позволяя тому участвовать в его жизни;
    • Жена требует от нового супруга проявления «мужской руки» по отношению к собственным детям. Действуя необдуманно в угоду ей, тот рискует, не добившись результата, серьезно испортить с ними отношения. Особенно часто конфликт возникает с подростками;
    • Входя в новую семью, мужчина невольно вносит туда свои правила и взгляды, которые могут не совпадать с принятыми в ней установками и порядком вещей. Тем самым он, сам того не желая, ставит себя в положение «чужого».
    • Внимание! Осознание своей проблемы – уже первый шаг на пути к ее решению.

      Может ли быть счастливым второй брак?

      И все-таки счастье в повторном браке возможно, если мужчина после развода извлекает из своего первого неудачного семейного опыта уроки, приобретает жизненную мудрость, терпение и волю для создания новой семьи, учитывает сложности, которые естественным образом могут возникать в их отношениях с детьми от первого брака супруги.

      Эти сложности постепенно уйдут по мере того, как будут взрослеть и отдаляться дети. Согласно статистике, вторую семью после развода создают более двух третей мужчин. Почти половина из них признают свой второй брак более счастливым. Скорее всего, это те, кто сумел понять, как разрешить семейный конфликт, обойдя подводные камни новых отношений.

    • Друзья! Тема следующей статьи «Права отца ребенка после развода нарушаются? Советы разведенным папам» — категория: Сложности развода. Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.
    • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журналаBeautyHuman.ru
    • Теги:женщина после развода

      Статейка — чистейшая чушь, в особенности заключение!

      Самка, а не самец, определяет все условия семьи. Если выгоды от ассоциации с самцом нет, то ассоциации не происходит.

      1. Выгоды, полученные от самца в прошлом, не означают продолжения ассоциации в будущем.

      2. Любое соглашение, по которому самец дает выгоды в настоящем в обмен на ассоциацию в будущем, аннулируется как только выгода была получена.

      3. Обещание будущей выгоды ограниченно влияет на текущую и будущую ассоциацию: она обратно пропорциональна времени до получения выгоды и прямо пропорциональна степени доверия самцу

      beautyhuman.ru

      Женщина, которая осталась после развода с ребенком, несет огромную ответственность. Психология подсказывает что каждый ее последующий шаг должен быть предельно аккуратным. Но каким образом поступать?

      Психологическая помощь — о главном

      Психология одинокой женщины имеет свои тонкости, и при неверном подходе к проблеме оставаясь разведенной, женщины с ребенком сталкиваются с серьезными травматическими явлениями. После развода с супругом могут происходить эмоциональные сбои, нарушения ритма дня, в крайнем случае – проблемы со здоровьем. Женщина с ребенком должна всеми усилиями избегать подобных последствий.

      Психология женщины с ребенком после развода должна подразумевать ряд советов, способствующих облегчить вашу жизнь:

      1. Не «затыкайте» свои эмоции
      2. Нет сожалениям
      3. Новое отношение к себе
      4. Вспомните о поддержке
      5. Задаем новые настройки
      6. Не «затыкайте» свои эмоции

        То, что происходит сейчас представляет собой стресс для вашего мозга. Пытаясь его игнорировать, повышается риск вызвать проблемы с нервной системой. Дайте волю эмоциям, но не проецируйте их на людей (тем более – на вашего ребенка).

        Не стесняйтесь слез, не корите себя за нежелание выходить на люди. Позвольте себе реабилитироваться. Пришлось пережить нелегкое событие, теперь настал час, чтобы устроить себе заслуженную передышку.

        Помните, ваши эмоции-ваш учитель. Каждый раз, когда с вами приключается очередной приступ злости, ненависти, апатии, жалости к себе – проводите самоанализ.

        Задавайте себе вопросы «почему я это испытываю?», «что именно вызывает во мне эти переживания?», «достойно ли это моего внимания?». Дайте определение тому, какое у вас формируется отношение к происходящему. Займитесь исследованием проблемы изнутри. Станет очевидно, насколько препятствие легко преодолимое, а вы – сильная. Такая психология женщины с ребенком после развода будет правильной.

        «Что, если…» — вот самая болезненная категория мыслей. Прекращайте мучить себя сожалениями о том, что есть/могло быть. Признайте и примите реальность. Вам может показаться болезненным такой вид восприятия, но не спешите судить.

        В тот момент, когда вы примете реальность, вам станет очевидно – впереди множество событий. У вас появится намного больше возможностей, нежели было до развода с мужем. Как показывает практика, новая жизнь начинается именно с этого переломного момента.

        Новое отношение к себе

        Когда в последний раз вы уделяли внимание своему здоровью и красоте? Самое время вспомнить, что такое «любить себя». Женщина после развода ничем не хуже остальных, даже наоборот. Помните, вы – герой, который будучи матерью смело проходит через препятствия и добивается успеха.

        Не ругайте себя за происходящее и прекращайте обвинять. У вас появилась возможность вспомнить: единственное, что есть у человека – это он сам. Учитесь заново любить себя и разделяйте эту любовь со своим ребенком. Нельзя допустить, чтобы он перестал видеть счастье в жизни.

        Вспомните о поддержке родных

        Может случится так, что говорить о происходящем вслух будет крайне сложно. Это нормальное явление в такой области как психология одинокой женщины. Попытку закрыться в себе требуется избегать.

        Вероятно, кто-то из ваших близких переживал подобную трудность. Обратитесь к нему с душевным разговором и просьбой дать совет. Родные люди склонны оказывать психологическую поддержку даже если у них мало свободного времени.

        Ищите советы и подбодритесь общением с окружающими. Друзья, семья, психолог – на планете масса людей, готовых в любую минуту прийти к вам на помощь. Будет глупо ей не воспользоваться. Выкиньте прочь из головы идею о том, что это постыдно и неловко. Единственное, что сейчас важно – это ваше психологическое состояние.

        Задаем новые настройки

        Когда почувствуется, что период эмоциональных переживаний идет на спад и вот уже несколько дней как вы чувствуете себя лучше – готовьтесь, начинается самое приятное. Наступает этап, идеально подходящий для того, чтобы заложить новое начало.

        Подумайте об организации своих будней. Следует тратить время по максимуму. Занимайтесь любимой работой, не доводите себя до состояния чудовищной усталости. Обратите внимание на свои интересы и предпочтения, реализуйте свои давние идеи.

        Только подумайте: вы можете быть и успешной карьеристкой, и очень крутой мамой – настоящей гордостью для своего малыша. Стоит ли долго думать о текущей проблеме? Или все-таки из нее выбраться? В конечном счете, развод – это опыт, а не угнетение. Организуйте себе полноценное существование, и в скором времени словите себя на том, что засыпаете с улыбкой на лице.

        Избежание самого серьезного заблуждения

        Мысли, которые могут посетить голову человека после развода с супругом, бывают самыми разнообразными. Опасность они представляют тогда, когда переходят в состояние навязчивой идеи. Психология женщины с ребенком после развода таит в себе подобный случай.

        К огромному сожалению, в обществе существует идея о том, что женщина с ребенком никому не нужна. Это заблуждение тревожит умы многих дам после развода. Некоторые считают уместным думать, что раз женщина однажды создала семью, то второго шанса ей не выпадет. Будто на ней и ее счастье условно ставят крест.

        Идея о ненужности разведенной женщины тиражируется теми, кто приравнивает развод к тотальному поражению. Фразу «да ты с ребенком никому не нужна» слышно исключительно из уст тех, кто считает жизнь женщины неполноценной без привязанности к мужчине. Но ни одна самодостаточная леди не воспримет такие высказывания всерьез.

        Для разведенной женщины с ребенком понятно, что расставание с мужем – это осознанное решение, посильное только морально крепкому человеку. О том, что она кому-то окажется ненужной и мысли нет, поскольку в ней нуждается ее чадо.

        В обществе завелось придавать оттенок второсортности и ненужности одинокой маме. Если вы чувствуете, что попали под это влияние – пересмотрите ваши ценности.

        Подумайте, действительно ли столь важно мнение общественности? Такая психология женщины с ребенком после развода не принесет ничего хорошего. Позволив идее «я никому не нужна!» поселиться в вашем уме, она моментально обратится действительностью. Не вешайте нос! Гордитесь тем, что вы — мама и можете ей быть даже пока рядом нет мужчины.

        Подумайте, ведь эта мысль вызвана вовсе не страхом оказаться ненужной. Она вызвана страхом перед одиночеством. Не стоит расстраиваться, одиночество вас не затронет. Но лишь при одном условии – вы обязаны сфокусироваться на себе и на своей успешности.

        Оглянитесь, в мире такое количество знаменитых мам, которые после развода без труда завязывали новые отношения. Порой даже неоднократно. Вы – ничем не хуже, только прекращайте создавать иллюзию собственной ненужности.

        Учтите, что завязывать отношения сразу после окончания брака не стоит. Пока впечатления после развода не стихнут, будет происходить систематический процесс сравнения своего бывшего супруга с новым мужчиной.

        Психология женщины с ребенком после развода может порождать неприятные эмоции, в этом плане. Отдохните, восстановитесь, и с радостью примите те отношения, которые вам предоставит жизнь.

        В процессе реабилитации оказывайте помощь своему ребенку. Для него нет лучше психолога, чем его мать. Поддержать малыша можно эффективными и несложными методами.

        вот несколько из них:

      7. Обеспечение спокойствия
      8. Слезы как способ разгрузки
      9. Терпение
      10. Новые начинания
      11. Подготовка к другой жизни
      12. А теперь подробнее:

        Обеспечение спокойствия

        Когда родители решили разводиться, ребенок может подумать о своей виновности в происходящем. Цель родителей – убедить его в обратном. Расскажите ему о причинах, проявите искренность и мягкость. Любая травма влечет за собой последствия на всю жизнь, предотвратите ее появление.

        Ребенок может задавать вопросы касательно проблемы. Говорите правду и в разговоре дайте понять, что ни мать, ни отец его не покидают. Обеспечьте ему полнейшее спокойствие и освободите от гнетущего чувства вины.

        Слезы как способ разгрузки

        Как и вам, малышу будет хотеться пролить слезы. Не мешайте ему в проявлении эмоций. От вас не требуется говорить слова поддержки в момент его слабости, просто обнимите его. Пусть он поймет, его родитель – друг.

        При возможности, не показывайте своих слез. Детьми это будет воспринято как сигнал о том, что все очень плохо. Скрывайте от сына или дочери свои переживания, они порой неспособны разобраться в собственных.

        Психика детей разным образом реагирует на стресс. Одни уходят в себя, другие дают окружающему миру знать, что происходит внутри их головы. Часто ребенок высказывается своим родителям, произнося не самые приятные вещи.

        Худшее, что можно сделать – это заставить ребенка молчать. Не важно, физическим способом или психологически. Дайте ему высказаться, покричать, взбеситься, выпустить пар. Так он будет меньше копаться в себе. Реагируйте терпеливо и выдержано. Помните – дальнейшее развитие событий зависит исключительно от вас.

        Стоит сместить фокус ребенка с проблемы на новое увлечение. Вспомните, о чем он давно просил, но не был услышан. Возможно, вам неоднократно приходилось слышать о желании играть на гитаре или пианино? Либо вам не раз намекали на спортивную секцию? Самое время задуматься над реализацией идеи!

        Убить двух зайцев можно найдя общий интерес. Художественная школа, танцы, йога – широкое разнообразие, планируя эти занятия с детьми и посещая их совместно. Отбросьте лень и неуверенность в сторону. Сейчас самое время действовать и искать новые увлечения.

        Кстати это будет являться и своеобразным мониторингом за здоровьем детей и их развитием.

        Подготовка к другой жизни

        Если в планы на ближайшее время входит знакомство с новым мужчиной – обязательно поговорите на эту тему с вашим ребенком. Спросите, что он думает по этому поводу. Узнайте, как он отнесется к тому, что у его мамы появится новая любовь, ее позовут замуж. Скорее всего ответы будут негативными. Это вызвано ревностью к вашей любви.

        Итак, самое время принять развод как факт. Начните настраивать себя сейчас. То, что происходит сейчас – это новое начало. Счастье вашей семьи зависит от ваших решений. Окажите заботу вашему ребенку и в скором времени ощутите, как он старается поддерживать вас на новом жизненном пути.

        detytko.ru

        Отношение к женщине с ребенком

        Моя хорошая знакомая (русская) замужем за индусом. Семья приняла нормально, хотя вначале относилась настороженно. Индус молодой, учился на западе. Кстати, за последние несколько лет они совместными усилиями построили бизнес на ближнем востоке и заработали кучу миллионов долларов.

        We’re not lost, we’re locationally challenged

        Каждый заблуждается в меру своих возможностей (с)

        Сами же австралы хорошо относятся к женщинам с ребёнком.. У нас есть друг семьи, дак он наоборот хочет найти девушку с ребенком, так как это первый показатель её состоятельности как женщины..

        Так что не бойтесь признаться в том, что вы в первую очередь — МАМА. и если у него серьёзные виды на Вас, то и ребёнок его не испугает..

        К слову сказать.. Мой муж принял моего ребёнка, как своего Да и дочь моя обрела настоящего папу..

        хорошие, добрые мужики — женятся на старых тетках с детьми и без разницы когда они узнают об этих детях

        плохие, злые мужики — женятся на молодых девках и заводят своих детей

        я не эмигрант, я — гражданин мира

        -эх, молодость, молодость, членом суда, членом туда.

        I’m not retarded, I’m a very special boy.

        А он до 50 лет ни разу не женат и детей не имеет? — К этому действительно надо отнестись с настороженностью

        И поверьте нам, женщинам с опытом , найти хорошего мужчину — МУЖА и ОТЦА ребенку, если у тебя есть уже ребенок и даже 2 и 3, совершенно не проблема, ни в 22 ни в 32 ни в 42.

        Примеров когда и в 40 и в 30 женятся на ровесницах просто полно, а еще есть примеры, когда в 30 женятся на женщинах, которые старше. Не надо выводить аксиомы исходя из личного видения и преоритетов

        А если Вы на жену только "смотрите", то может тогда вообще не жениться, а то ведь и той которой 20 будет 30 а потом (Не дай БОг ! ) и 40, и что же Вам делать то бедненькому, разводиться постоянно и искать себе утеху для глаз? Когда Вам 20 Вы женитесь на ровеснице, потом в 30 разведетесь и женитесь на 20-ти летней (Вашей старушке уже будет 30! ай ай ай), потом в 40 еще раз разведетесь и женитесь на той которой 20 ( потомучто та 20ти летняя вторая жена уже тоже состарилась проказница), а в 50 женитесь на 30-ти летней (хотели бы наверняка на 20ти летней опять, но может уже постесняетесь жениться на девушке, которая вам в дочери годится). Или Вы можете жениться на старушке ровеснице и любовниц молодых менять, дома с закрытыми глазами ходить, чтобы не портить себе настроение глядя на жену.

        www.gday.ru

        30. Стили семейного воспитания. Отношение родителей и прародителей к ребенку в семье.

        Родительское отношение и родительские установки: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Типы родительского отношения по Эйдемиллеру Э.Г., Спиваковской А.С., Варга А.Я. Гендерные различия родительского отношения к ребенку. Материнство как психологический феномен. Типология и характеристика стилей семейного воспитания. Отклонения в стиле родительского воспитания. Классификация детских ролей в современной семье. Гипертрофированный характер взаимной любви внуков и прародителей и его причины. Современная специфика отношений бабушек/дедушек к внукам. Конфликты между родителями и прародителями по вопросам воспитания детей.

        Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие

        Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

        Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

        Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

        Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

        Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

        Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

        Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

        Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

        Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

        его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

        возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

        темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

        национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

        уровень общей и педагогической культуры.

        Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

        Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

        Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

        Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

        Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

        Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

        Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

        Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

        Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

        Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

        Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

        Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

        Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

        Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

        Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

        Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

        Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

        Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

        Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

        Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

        Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

        Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

        Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

        Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

        Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

        Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

        Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

        Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

        Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

        Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

        Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

        Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.

        Аффективная устойчивость – неустойчивость.

        Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

        Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

        уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;

        полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);

        степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;

        степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

        строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;

        устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

        При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

        Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

        «В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

        Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

        Гендерные различия родительских ролей

        Считается, что родительские позиции отца и матери, не только по разному детерминированы, но и различаются функционально. Рассмотрим это подробнее.

        М. Мид считает отцовство «социальным изобретением». По ее мнению, на заре человеческой истории было введено социальное нововведение, согласно которому мужчина стал «кормить» свою женщину и детей, так как нигде в животном мире не встречается такое мужское поведение. В настоящее время, практически во всех известных обществах, одной из основополагающих характеристик мужской роли, которой должен соответствовать мужчина, чтобы стать полноправным членом общества, является защита женщин и детей, вместо того, чтобы предоставить их самим себе. Данное поведение может принимать различные формы: непосредственная помощь конкретной женщине и детям, помощь своим детям при утрате связей с женщиной, налоги на доходы, которые практически всегда выше, чем у женщин, и перераспределение средств в виде государственных пособий тем же женщинам и детям.

        Может быть, именно поэтому, наиболее устойчивым полоролевым стереотипом является норма успешности/статуса, согласно которой социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешности на работе.

        Материнская забота и привязанность к ребенку считается биологически детерминированной, основанной на материнском инстинкте, и необходимо давление со стороны общества, чтобы женщина от них отказалась.

        В настоящее время стереотип мужчины и, следовательно, отца претерпевает серьезные изменения в сторону расширения диапазона отцовских ролей. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут мягкой и активной заботы о детях. Но несмотря на все больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространен стереотип о неадекватности, неумелости мужчин в сфере родительства , что является причиной трудностей в выполнении ими роли отца.

        Тем не менее выделяется целый ряд ролевых особенностей позиции отца. Р. Скиннер отводит особое место роли отца.

        На начальном этапе она сводится к поддержке матери, поглощённой младенцем, но в период отдаления он должен помочь им благополучно преодолеть этот сложный для обоих процесс. Позволив ребёнку отделиться, мать переживает чувство утраты теснейшей связи. Отец, восстанавливая прежнюю супружескую связь, заменяет потерю и, тем самым, помогает отпустить ребёнка.

        Для ребёнка отец является мостом между матерью и внешним миром, его присутствие помогает справиться ребенку с задачей отделения от матери. Он вселяет в него уверенность, необходимую для составления новой карты общества.

        Наблюдения показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими детьми.

        Э. Фромм указывает на существенное различие между любовью отца и любовью матери.

        Различие заключается в том, что любовь матери безусловна, а любовь отца нужно «заработать», оправдать надежды, добиться достижений.

        С точки зрения автора, обе родительские позиции соответствуют потребностям ребёнка в зависимости от той возрастной ступени развития, на которой он находится.

        Функция матери — обеспечить безопасность, а функция отца — учить и направлять в решении задач.

        Считается, что с раннего возраста мать обучает ребенка тому «как», а отец — тому «что», отец учить детей быть «кем-то», а мать — быть «кем-то для кого-то».

        Долгое время считалось, что влияние отца, больше сказывается на воспитании мальчиков, но более поздние исследования показали, что хорошие отношения с отцом, как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию Я — концепции, позволяющей более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца.

        В семьях, где отцы участвуют в домашней работе, по мнению жены, «более чем достаточно», подростки имеют больше всего постоянных занятий. В семьях, где участие отца оценено «менее чем достаточно», зафиксирован большой процент подростков, участвующих в домашних делах от случая к случаю или вообще не участвующих.

        Таким образом, вовлечение подростков в хозяйственно-бытовую сферу находится в прямой зависимости от степени участия отцов в этой деятельности.

        Считается, что отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. Еще М. Мид описала последствия исключения отца из процесса воспитания для полоролевой социализации мальчиков.

        Во-первых, мальчик вынужден обращаться к тем отцовским качествам, которые более бросаются в глаза и присущи мужчине вообще,- к одежде, к физической силе, низкому голосу, то есть как раз к тем его качествам, в подражании которым ребенок сталкивается с наибольшими трудностями. Отец воспринимается не как индивидуальность, а как представитель определенного пола, т.е. обладает теми качествами, которыми обладают и большинство других мужчин.

        Во-вторых, не в состоянии отождествить себя с отцом, лишенный стимулирующего его мужского общества, мальчик обращается к своей возрастной группе, к ее стандартизирующему, уравнивающему влиянию, приводящему к потере индивидуальности.

        В-третьих, отсутствие отца приводит к стандартизации, неопределенности, расплывчатости представлений о мужской половой роли. В таком случае место идеала занимает общая идея маскулинности.

        Если для мальчиков отсутствие отца прежде всего сказывается на личностном развитии, то для девочек — на их личных взаимоотношениях с противоположным полом.

        Отношения отца с дочерью служат первичной моделью отношений будущей женщины с мужчинами, именно в сопоставлении с этой моделью будут оцениваться все типы и формы будущих отношений. Дефицит мужского внимания в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее полоролевое развитие.

        Особенно хотелось бы отметить, что ряд исследователей отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка . Результаты этих исследований показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери -на творчество мальчиков.

        У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

        Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

        Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери — больше «мужского», инструментального в своем поведении, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.

        Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.

        Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов.

        Наряду с идентификацией с родителем своего пола, немаловажную роль играет сопоставление своего образа с образом родителя противоположного пола. При этом мальчик, приписывая определенные качества (независимо от их традиционной трактовки) матери, начинает считать их проявлением женского, старается избегать их в своем поведении и развивает противоположные качества, основываясь на принципе комплиментарности (мужское и женское воспринимаются как противоположное, дополняющее друг друга). Аналогично поступает девочка по отношению к отцу.

        Наличие положительного образа отца особенно важно при формировании семейных установок, так как высокая оценка личностных особенностей отца соответствует высокой оценке ребенком благополучия отношений между родителями и способствует формированию желания ориентироваться на родительские образцы в будущем, при этом наличие в отцовском поведении типично женских проявлений способствует формированию привязанности к родителям.

        Если содержание образа отца в большей степени влияет на восприятие комфортности внутрисемейной ситуации, то образ матери оказывает влияние на формирование полоролевых предпочтений.

        В заключение, необходимо отметить, что существующие тендерные особенности родительских ролей социокультурно обусловлены и находятся в постоянном изменении.

        МАТЕРИНСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

        Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях

        В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства.

        Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детско-родительское взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина и др.).

        В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (Р.М. Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, М.J. Gersoon at all, W.B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. Самостоятельным направлением можно считать перина-тальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспектах.

        Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В зарубежных исследованиях (осуществляемых в первую очередь в рамках таких подходов, как социальное научение — J.В. Rotter, D.N. Stem, Т. Fietd и др., психоанализ — 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др., теория объектных отношений — М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.) мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка» и взаимно развивающиеся как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок в свою очередь будучи «объектом» для матери, — как ее проявление в качестве этой «среды» (и наоборот). Таким образом, в качестве объекта исследования здесь тоже выступает взаимодействие матери с ребенком.

        Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

        Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. «Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука — это собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и — что очень важно — она многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-матери» (Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47). Д. Рафаэль-Леф также считает, что женщина начинает становиться матерью с раннего детства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Как отмечают многие исследователи, самыми решающими считаются отношения с собственной матерью и семейная модель материнства (Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Колпакова М.Ю., Захаров А.И., Северный А.А., Ениколопов С.Н. и др.). В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются материнско-дочерние отношения. Авторы выделили более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положения, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (См.: Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999).

        В данной работе проанализированы некоторые аспекты, влияющие на формирование материнской сферы.

        Стили семейного воспитания

        Д. Баумринд в 1970-х г.г. предложила типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский. Вот основные характеристики.

        Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

        Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

        Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.

        Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

        Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

        Позже были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

        Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

        Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

        При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

        studfiles.net