Семейные конфликты между детьми

§ 20. Семейные отношения

Великое множество пословиц сложил народ о семейных отношениях: «В семье согласно, так идёт дело прекрасно», «В семье разлад, так и дому не рад». Давайте разберёмся, на чём основаны семейные отношения.

«Семьёй дорожить — счастливым быть»

Семья основана на трёх типах отношений: супружество, родителъство, родство.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определённые права и обязанности. Обязанности мужа и жены состоят в том, чтобы строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Семья, состоящая из родителей и детей, представителей старшего и младшего поколений, называется двух-поколенной. Если в семье живут вместе родители, дети, бабушки, дедушки и другие родственники, то семья называется расширенной, многопоколенной, т.е. семья расширяется за счёт трёх-четырёх поколений прямых родственников. В России, странах Западной Европы и США преобладают двухпоколенные семьи, они составляют более 70%.

Какая семья (двухпоколенная или многопоколенная) изображена на снимке? Обоснуйте свой ответ.

В человеческой природе заложено выказывать уважение по отношению к старшим и заботу по отношению к младшим.

Сердечные, душевные отношения в семье способствуют тому, что дети уважают родителей, ценят их и стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим.

Отношения между родителями и детьми складываются по-разному. В некоторых семьях очень тёплые и доброжелательные отношения, а в других — холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — излишняя строгость и наказание. Но в каждом из этих вариантов родители хотят, чтобы их дети выросли порядочными, добрыми, внимательными людьми.

Установлено, что в происхождении 90% всех детских нервных потрясений наиважнейшую роль играют семейные конфликты.

Ни одна семья, как ни одна другая общность людей, не обходится без конфликтов.

Конфликт означает, что в семейных отношениях существуют проблемы. Необходим переход на другое качество взаимоотношений между людьми.

Таким образом, конфликт позволяет разрешить накопившиеся проблемы. Подобно грозе, он очищает воздух и атмосферу в семье.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; грубость, насилие, неуважительное отношение друг к другу; неумение общаться; вредные привычки; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях.

И конечно, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Какие вам известны способы разрешения конфликтов в семье?

Конфликты между родителями и детьми

Исследования показывают, что отношения между детьми и родителями в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причинами могут быть следующие пять обстоятельств:

  1. Образ жизни. Наиболее распространёнными причинами трений являются споры по следующим вопросам:
    • выбор друзей;
    • посещение вечеринок, танцплощадок, дискотек и т.д.;
    • характер времяпрепровождения и безделье;
    • время прихода домой и отхода ко сну;
    • выбор одежды или причёски.

Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят всё своё время вне семьи. Они пытаются строго регламентировать время прихода домой и даже место, где могут находиться дети.

  • Ответственность. Почти всегда родители критикуют подростков за то, что те не проявляют должной ответственности. Требование ответственного поведения касается следующих вопросов:
    • выполнение хозяйственных работ по дому;
    • бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью.
    • Школа. Учёба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
      • успеваемости детей;
      • поведения детей в школе;
      • посещаемости занятий;
      • выполнения домашних заданий;
      • отношения детей к учёбе и учителям.
      • По поводу учёбы между детьми и родителями бывают противоречия. Одиннадцать лет одни ходят в школу, и одиннадцать лет другие за них переживают.

      • Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возникают при:
        • демонстративном неуважении детей к родителям;
        • ссорах подростков с братьями и сестрами;
        • сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с пожилыми дедушками и бабушками.
        • В подростках родители склонны видеть помощников, которые могут заменить их в некоторых домашних делах. Они возлагают, и вполне правомерно, большие надежды на них. Но не всегда надежды оправдываются.

        • Нравственные ценности. Вот основные причины, приводящие к конфликтам:
          • курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;
          • нецензурная речь и молодёжный жаргон;
          • лживость;
          • отношения с противоположным полом;
          • несоблюдение подростком законов.
          • Начиная с 12 лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. У мальчиков он приходится на 16 лет. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы.

            Стало быть, нет на свете бесконфликтных семей, есть семьи, где мало или много конфликтов. Бояться следует не самих конфликтов, а неумения их разрешать и управлять ими. При общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность лучше разобраться в отношениях между родителями и детьми.

            Каковы пути разрешения конфликта? Все члены семьи, а не только родители, должны научиться уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия.

            Семейные отношения должны строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Возникающие семейные конфликты необходимо учиться разрешать, помня о том, что рядом с вами находятся самые близкие и родные люди.

            Основные термины и понятия

            Проверьте свои знания

            1. Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
            2. В чём причины конфликтов между родителями и детьми? При ответе используйте схему.
            3. Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Как вы считаете, какой контроль влияет на детей лучше всего?
            4. Составьте небольшой рассказ о том, какие отношения сложились в вашей семье.
            5. Объясните смысл пословиц:
            6. «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «В дружной семье и в холод тепло», «Дети родителям не судьи».

            7. В сказке Сергея Владимировича Михалкова «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город.

              Согласны ли вы с таким концом сказки? А как бы вы могли закончить эту книгу?

            8. Познакомьтесь с текстом письма одной из мам в газету по поводу взаимоотношений с детьми. Выскажите своё мнение по поднятой проблеме.

              «Никогда не думала, что у меня будут какие-либо проблемы с детьми, т. к. считаю себя современным родителем, способным понять и принять подростков. Мне 33 года, дочери — 12 лет. В семье есть ещё младший брат — 6 лет и мой муж — 37 лет. В наших взаимоотношениях существуют следующие проблемы, обсудить которые (или услышать ответы на них) очень хотелось бы:

              1. ревность дочери к младшему брату, доходящая порой до открытой агрессии;
              2. нежелание детей участвовать в общих хозяйственных делах семьи — «Я вам что, служанка (слуга)?»;
              3. незаинтересованность дочери ни в чём (отсутствие увлечений, кроме разговоров по телефону). Очень хочется наладить взаимоотношения в семье и чувствовать, что после работы хочется вернуться домой, видеть своих детей добрыми, трудолюбивыми и умными».
            9. Лев Николаевич Толстой начинает свой роман «Анна Каренина» словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.
            10. as6400825.ru

              4.2. Семейные конфликты

              4.2. Семейные конфликты

              Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

              I. Типичные межличностные конфликты у супругов

              В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками.

              Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:

              ? психосексуальная несовместимость супругов;

              ? неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

              ? неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

              ? пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т. д.);

              ? неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.;

              ? различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

              Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил).

              Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30 % общего числа браков (И. Дорно).

              Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?

              ? Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

              ? У них становится меньше возможностей для свободной реализации в личнопривлекательной деятельности (увлечения, хобби).

              ? Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

              ? Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка

              Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков).

              Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18–24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно» (С. Кратохвил).

              Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

              Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

              Исследования психологов показывают, что в 80–85 % семей есть конфликты. Оставшиеся 15–20 % фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В. Поликарпов, И. Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи (В. Торохтий).

              Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

              Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

              Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

              Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т. д.

              Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

              Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

              Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

              Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

              Нервно-психическое напряжение – одно из основных психо-травмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

              ? создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

              ? создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

              ? создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

              Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.

              Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

              Предупреждение супружеских конфликтов. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

              Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т. д.).

              Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

              Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

              Разрешение конфликтов между супругами. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

              Одно из условий завершения конфликта любящих супругов – не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

              Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервнопсихическим расстройствам.

              Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности [35].

              II. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

              Данная разновидность конфликтов – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогичеоких работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30 % случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

              Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

              1. Типы внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

              Дисгармония семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

              2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

              ? разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

              ? противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

              ? опека и запреты во многих сферах жизни детей;

              ? повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

              3 Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

              ? кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству),

              ? кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

              ? кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

              ? кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12–14 лет);

              ? подростковый кризис 15–17 лет (Д. Эльконин).

              4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

              Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

              ? оптимальный тип отношений родителей и детей;

              ? потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

              ? скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

              ? скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

              ? поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

              ? поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

              ? родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение – С. Годник).

              Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

              ? реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

              ? реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

              ? реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

              1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастны психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

              4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

              ? всегда помнить об индивидуальности ребенка;

              ? учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

              ? стараться понять требования маленького ребенка;

              ? помнить, что для перемен нужно время;

              ? противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

              ? проявлять постоянство по отношению к ребенку;

              ? чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

              ? одобрять разные варианты конструктивного поведения;

              ? совместно искать выход путем перемены в ситуации;

              ? уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

              ? ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их

              ? справедливость и необходимость;

              ? дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

              ? логически разъяснять возможности негативных последствий;

              ? расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

              ? использовать положительный пример других детей и родителей;

              ? учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей [35].

              educ.wikireading.ru

              Семейные конфликты: пути преодоления

              Семейные конфликты считаются наиболее распространенными формами конфликтов. Со временем были найдены наиболее удачные пути разрешения семейных конфликтов. Конфликты в семье в наши дни не редкость, и если правильно себя вести, то им не удастся разрушить брак.

              В каждой ячейке общества рано или поздно вспыхивают конфликты. Как считают специалисты, проблема конфликтов возникает в 85 % семей, в других 15% члены семей периодически ссорятся. Более подробно о проблемах в семье читайте на нашем сайте. Поводом для этого могут служить различные ситуации. Во многих красивых сказках о любви говорится о том, что по-настоящему любящие люди не ссорятся.

              Опасность любого конфликта заключается в том, что в него вольно или невольно втягиваются все члены семьи. В том числе и дети. Детская психика очень страдает от семейных ссор. Из конфликтных ситуаций в семье дети выносят свой начальный опыт поведения при конфликтах.

              Причины семейных конфликтов

              По мнению психологов, существуют несколько зон конфликтов, наиболее ярко проявляющиеся в самом начале супружеской жизни.

              Первая зона причин семейных конфликтов вызвана непохожестью своего супруга (супруги) на идеал. Для любви характерно идеализировать своего возлюбленного (возлюбленную). Желая завоевать всеми силами предмет своей страсти, каждому свойственно демонстрировать свои лучшие свойства. При этом многие хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, не особенно стараясь видеть свою половинку в истинном свете. После свадьбы нужно строить отношения не с выдуманным персонажем, а с реальным человеком. Зачастую подобное открытие становится очень неприятным и хочется переделать партнера под свой выдуманный образ. В этом и зарождается большинство причин конфликтов в семье. А вот как сохранить любовь в новых обстоятельствах, вопрос интересный и его надо изучить более подробно еще до возникновения неприятных моментов в отношениях и желательно обоим супругам.

              На уровне второй зоны происходит борьба за лидерство, за главенство в семье. Один из партнеров стремится подчинить себе другого. Вариантов реализовать это может быть множество: мешать развитию индивидуальности супруга (супруги), навязывать собственную точку зрения на многие вещи и ситуации в окружающем мире, разрешать любить только то, что имеет значение для другого партнера. При такой семейной жизни будет возникать множество конфликтных ситуаций.

              В третью зону семейных конфликтов входят нетерпимость по отношению к привычкам партнера. Это происходит из-за убежденности в правильности своих привычек, от желания переделать другого человека. Иными словами, это признаки эгоистического поведения. Представление о семейной жизни человек выносит из собственной семьи.

              Причины семейных конфликтов могут быть разными, среди наиболее известных выделяют следующие:

            11. сложно разрешаемые материальные трудности;
            12. финансовая зависимость одного из партнеров от второго;
            13. сексуальные разногласия партнеров в браке;
            14. ревность;
            15. измены;
            16. различные ценностные ориентации у членов семьи;
            17. соперничество за главенство в семье;
            18. авторитарное вторжение других членов семьи в отношения супругов;
            19. разные взгляды супругов на ведение домашнего хозяйства;
            20. алкогольная и наркотическая зависимость одного из членов семьи. Злоупотребление спиртными напитками одного из партнеров создает напряженность в браке и повод для постоянных конфликтов и скандалов. Для всех членов семьи, а особенно детей появляются психотравмирующие ситуации;
            21. запрет на свободу самовыражения для кого-то из членов семьи;
            22. различное отношение к методам воспитания детей.
            23. Виды семейных конфликтов

              Специалисты разделяют семейные конфликты на три вида:

            24. между супругами;
            25. конфликты родителей и детей;
            26. конфликтные ситуации между родственниками.
            27. Особенности конфликтов в семье

              Конфликты могут протекать по следующей форме:

              • высокая эмоциональность конфликтующих сторон;
              • быстрота развития ситуации на всех этапах;
              • различные типы столкновения (обвинения, угрозы, оскорбления);
              • способы разрешения ситуации (от примирения до расторжения брака).

              Главная особенность семейных конфликтов – это тяжелые последствия для конфликтующих, причем зачастую они завершаются трагически.

              Семейный конфликт и кризисные периоды семейных отношений

              Как полагают специалисты, в эволюции семейных отношений существуют несколько кризисных периодов:

            28. в первый год брака многие семьи переживают свой первый кризис. Его связывают с привыканием супругов друг к другу. Притирка характеров дается тяжело. Треть супружеских пар не переносят данного экзамена, и супруги расходятся;
            29. еще один кризис связывают с появлением в семье детей. У супругов появляется широкий круг новых обязанностей, которые полностью изменяют их жизнь, нередко замедляют их карьерный рост, препятствуя воплощению в жизнь других планов и интересов. Возникают также серьезные столкновения в вопросах, которые касаются воспитания детей;
            30. третий кризис случается через 10-15 лет совместной жизни. Основанием для него может быть пресыщение друг другом и угасание взаимных чувств. Также усиливаются противоречия между родителями и подрастающими детьми;
            31. четвертый кризис наступает после 20 лет супружества. Его связывают с тревогой супруги в отношении возможных супружеских измен мужа. В этот период начинает проявляться «синдром опустевшего гнезда».
            32. Более подробно о кризисах семейной жизни по годам читайте на нашем сайте. Семейные конфликты нередко возникают в результате того, что один из партнеров на протяжении многих лет стремится переделать свою половину. Почти в 70% конфликтов инициатором столкновений является жена. Как считают многие психологи, большая часть семейных ссор вызвана необычным свойством женской памяти, сохранять все детали былых обид и огорчений. И при появлении аналогично повода старые переживания вспыхивают с новой силой в ее памяти.

              Если конфликт неотвратим, и близится момент, когда ситуация выйдет из-под контроля, попытайтесь провести его правильно.

              Пути решения семейных конфликтов

              Исходя из того, что конфликты в семье являются постоянными спутниками жизни каждой семьи, нужно признать, что следует учиться конфликтовать. Психологи разработали много методик ведения конфликтов, огромное количество правил и советов, помогающих разрешить конфликты и предотвратить их. Все эти пути решения семейных конфликтов, несомненно, эффективны. Вот некоторые из них:

            33. старайтесь не идти на конфликт. Конечно, всякое самое маленькое столкновение в семье с чего-то начинается. Кто-то кладет ему начало. Остановитесь. Не дайте разгореться вспыхнувшей ссоре. Скажите несколько теплых слов инициатору надвигающегося конфликта! Обнимите, пошутите, если это будет к месту. Глядишь, партнер и успокоится. Вообще включайте больше юмора в свои отношения. Тогда любая конфликтная ситуация может показаться абсурдной и смешной;
            34. умейте уступать, даже в случае, если вы уверены в своей правоте. Поймите, главное в данный момент – не дать разгореться страстям. С поиском истины можно подождать. Кто умеет уступать, тот в итоге оказывается победителем;
            35. прежде подумайте, какие вопросы вы хотели бы обсудить сегодня для решения именно этого конфликта; если одновременно все, то толку от этого не будет. Прежде чем предъявлять претензии другому партнеру, разберитесь сами, что же вас не устраивает;
            36. в момент выяснения отношений проследите, чтобы поблизости не было никого из членов семьи. Конфликтуйте за закрытыми дверями, подальше от пристальных взоров ваших родителей. Быть объективными в вашем конфликте они не смогут. Категорически запрещено втягивать детей в конфликт;
            37. не начинайте ссору в то время, когда ваша усталая половина принимает пищу, умывается или отдыхает после рабочего дня. Учитывайте настроение, физическое и психологическое состояние партнера. Именно они создают установку на восприятие всего происходящего с вами. При плохом настроении, (оно может быть вызвано многими факторами), безобидное замечание может привести к серьезному конфликту;
            38. не торопитесь обрушить на супруга (супругу) все свои отрицательные эмоции; прежде успокойтесь, а потом уже приступайте к разговору. Любой конфликт должен решаться без крика. Чувствуя гнев, лучше остановиться, не нужно в таком состоянии что-то делать или что-либо говорить. Иначе позже будет стыдно за свои слова и действия. Эмоции не лучшие помощники в решение спорных вопросов;
            39. не используйте бессмысленных выражений, к примеру: «с тобой невозможно жить! О чем с тобой можно говорить! Ты всегда …» и прочие. Эта пагубная привычка обобщать и делать выводы в отношении других людей, а особенно близких, убивает самые добрые чувства;
            40. выражайте свои претензии разборчиво и понятно. Давайте возможность своей половине ответить. Дождитесь ответа и постарайтесь понять своего партнера. Очень важно – в споре понять своего партнера, стараясь встать на его место;
            41. не используйте непозволительных методов: не применяйте в качестве упрека физические недостатки партнера, не высказывайтесь оскорбительно о его родителях, не вспоминайте прежние неудачи. Не упрекай вообще ни в чем. Упрек, по своей сути, не что иное, как низкая оценка близкого вам человека. Это удар в самое уязвимое место. Но партнеру кажется, что он не упрекает, а делает справедливое замечание. Упрек подобен бумерангу, он обычно возвращается к его автору. Из-за уязвленного самолюбия обиженный невольно ищет повод, чтобы отомстить. И в ход идут ответные упреки. Можно ли их избежать в общении? А если действовать от противного? Вместо упрека похвалить за что-то хорошее, и тогда партнер услышит вас. Конфликт пойдет по другому пути.
            42. А если неприятное слово прозвучало из уст близкого человека? Конечно, больно и обидно. Но стоп! Пусть упрек, как нам кажется, несправедлив, но что-то вызвало его. Значит, в чем-то есть и наша вина. Не отвечайте на упрек упреком никогда! Это ни к чему не приведет. Это прямая дорога к семейным конфликтам.

            43. не нужно бояться признавать собственную неправоту: сегодня вы покаялись, а завтра ваш партнер не побоится сказать об ошибочности собственных суждений;
            44. затаить обиду – это ошибочный путь. Быстрое решение конфликта – это возможность избежать множества бед. Однако в таких ситуациях бывают и исключения. Существуют противоречия, в которых не стоит разбираться в тот же миг. В некоторых ситуациях лучше отложить разговор.
            45. Важно помнить, что уходить в глухую оборону и играть в «молчанку» – это не самый лучший вариант. Дескать, сам догадайся, почему я молчу.

              Хмурые молчуны, которые не выплескивают свои эмоции, умалчивая претензии к партнеру, чаще страдают от сердечных заболеваний, в отличие от тех, кто в конфликтных ситуациях «выпускает пар».

              Очень большое значение имеет способность грамотно выходить из конфликтов. Однако, важнее научиться не доводить ситуацию до их появления. Если не идеализировать партнера, принимая его со всеми недостатками, то можно избежать многих конфликтов. У всех нас есть свои особенности, поэтому следует проявлять толерантность к особенным сторонам другого человека, а также быть терпеливым при решении различных вопросов.

              Не нужно доводить ситуацию до ссоры, если вы расходитесь во мнениях по мелочам. При возникшей ссоре не следует переходить к взаимным оскорблениям, не стоит по максимуму задевать противоположную сторону. Лучше перенаправить энергию на разрешение проблем, подчеркивая общее, а не нагнетать их, обращая внимание, на расхождениях.

              Порой на почве столкновения взглядов и различных интересов случаются серьезные семейные конфликты. Пути решения семейных конфликтов могут быть разнообразными. Обязательно прочитайте статью, о том как наладить отношения с мужем на нашем сайте. При появлении конфликтной ситуации в семье очень нелегко прийти к удовлетворяющему всех решению. Важно помнить, что у партнера также есть свое мнение, свои желания, определенные планы и чувство собственного достоинства. Эгоистическое поведение и упрямство в данном случае лишь помешают. Если возникает желание сказать обидную реплику или замечание, лучше пересилить себя и промолчать. Мысленно сосчитайте до десяти и успокоитесь. Не помогло — считайте дальше, как советуют психологи. А уже потом начинайте говорить. Пока вы мысленно ведете счет, вспомните, что вы сами выбирали себе партнера, планировали детей, мечтали прожить вместе до самой старости. Такие чувства не пропадают в один миг, нужно чаще о них вспоминать.

              lyubov-semya.ru

              Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

              Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов [84; 86]:

              • психосексуальная несовместимость супругов;

              • неудовлетворение потребности в значимости своего “Я”, неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

              • неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

              • пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

              • неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;

              • различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

              Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

              Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два “Я” становятся одним “Мы”. Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков.

              Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система “Мы” подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?

              • Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

              • У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

              • Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

              • Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка

              Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает “сытость” от старых впечатлений и “голод” по новым.

              Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, “пока не поздно”.

              Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

              Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

              Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие “ссор” по различным поводам (В. Поликарпов, И. Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

              Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

              Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

              Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

              Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

              Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через:

              • открытый разговор в подчеркнуто корректной форме;

              • взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

              Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие Психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, “семейная тревога”, нервно-психическое напряжение и состояние вины.

              Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

              Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

              Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

              • создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

              • создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

              • создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

              Проявляется в раздражительности, плохом настроении, на рушениях сна, приступах ярости.

              Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

              Предупреждение супружеских конфликтов. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

              Старайся не копить ошибки, обиды и “грехи”, а сразу реагируйте на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

              Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

              В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

              Разрешение конфликтов между супругами. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать и во вторую очередь — о локальности протекания конфликта. Не втягивайте в конфликт друзей и близких.

              Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

              Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

              Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

              Конфликты во взаимодействии родителей и детей

              Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

              Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

              1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного “Мы”, способности членов семьи разрешать противоречия.

              Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

              2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

              • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

              • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

              • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

              • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

              3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение -к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

              • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

              • кризис “трех лет” (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

              • кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

              • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

              • подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

              4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

              Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

              “в оптимальный тип отношений родителей и детей;

              • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

              • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

              • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

              • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

              • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

              • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

              Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

              Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

              • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

              • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

              • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

              Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

              1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

              2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

              3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

              4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

              По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

              • стараться понять требования маленького ребенка; • противоречия воспринимать как факторы нормального развития; • проявлять постоянство по отношению к ребенку; • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; • одобрять разные варианты конструктивного поведения; • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; • дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков • логически разъяснять возможности негативных последствий; • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

              Семья является одним из наиболее древних и устойчивых социальных институтов, посредством, которого создаются важнейшие условия жизнедеятельности человека. Семейная жизнедеятельность и семейно-брачные отношения тесно вплетены в социальную реальность, и состояние социального института семьи является одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности всей общественной жизни. Значимость семейно-брачных отношений в жизни человека выражается в том, что у основного большинства людей достижение жизненного благополучия ассоциируется с успехом в семейной жизни, таким образом, семья является одной из главных составляющих человеческого счастья. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности.. Основная цель современной семьи сегодня – выжить .Семья в первую очередь стала важнейшим и необходимым институтом социальной защиты. Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями. В условиях развития современной России, связанного с модернизацией и демократизации политической системы, изменяются также аспекты функционирования современной семьи: наряду с производственно-экономической функцией на первый план выходит духовно-психологическая (эмоциональная поддержка, психологический комфорт и т.п).Стабильность современной семьи зависит от гармоничного существования ею данных двух функций. Семья неспособна следовать социальным требованиям, предъявляемым в современном обществе. Поскольку проблемность представляет собой сложное, многомерное понятие, можно выделить разные виды проблемной семьи: неполные семьи, семьи с инвалидами, семьи психологического риска. Стабильность будущих семей, а соответственно и сохранение семьи как социального института в целом, находиться в прямой зависимости от характера эмоционально-психологических взаимоотношений родительской семьи, его воспитательного потенциала. В современной российской социологии существует классификация проблемных семей на основании различных критериев. Типология проблемных семей: 1.тип супружества — гражданский брак либо законный 2.Наличие или отсутствие детей 3.Степень отклонения в поведении 4.Уровень состояния здоровья членов семьи Критериями выделения проблемной семьи являются: Структурно-демографическая сторона проблемности семьи Так же можно отметить негативную роль современных тенденций роста неполных, чаще материнских, семей, внебрачных рождений, являющихся одним из характерных признаков структурных изменений современной семьи и изменения стиля жизни семьи. Демографический аспект проблемности семьи, обусловленный её не полным составом, имеет двухуровневую значимость: с одной стороны, как фактор, приводящий к нарушению общественного воспроизводства, с другой- влияющий на процесс социализации и стабильность будущих семей. Экономическая сторона проблемности семьи. В условиях кризисного состояния российского общества и резкого имущественного расслоения населения вопрос о материальной обеспеченности семьи очень актуален. Бедность влияет на выполнение семьей своих основных функций, нарушается процесс воспитания и социализации .Низкий среднедушевой доход семьи влияет на реализацию базовых потребностей людей. Медико-социальный аспект проблемности семьи. Семьи, имеющие в своем составе людей с серьезными недостатками в здоровье, сталкиваются с определенным набором проблем. Во-первых, это проблема адаптации в обществе, тем более, если инвалид ребёнок. Во-вторых, расходы семьи намного превышают расходы семей со здоровыми членами. В-третьих ,это проблема психологического характера, как в отношениях самих родителей к проблеме здоровья так и в отношениях между супругами и родственниками. Социально-психологический аспект проблемности. Проблема психологического фактора семейных взаимоотношений, которая подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и притязаний, удовлетворение основных психологических потребностей. Удовлетворение эмоцианально-психологических потребностей личности дает возможность человеку выдержать многочисленные трудности, которые встречаются в современном мире.

              studfiles.net