Приёмы самооценки на уроке

Методические рекомендации «Формы и приемы самооценки на уроке»

ТЕМА. ФОРМЫ И ПРИЕМЫ САМООЦЕНКИ НА УРОКЕ

Методическая разработка содержит формы и приемы организации самооценки на уроке и предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, призвана оказать методическую помощь учителям школы и педагогам дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Источник практического опыта: данная методическая разработка используется учителями начальных классов МКОУ СОШ№4 г. Киренска, учителями района в течение нескольких лет. Для реализации методических рекомендаций используется УМК «Начальная школа X X I века».

Сведения об авторе.

Хахол Нелли Саркисовна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4 г. Киренск

Иркутская область, Киренский район

2. Понятие самооценки как психологической категории ………………….4

3.Формы и приемы самооценки ……………………………………………..4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

У детей младшего школьного возраста учеба является приоритетной деятельностью, именно она влияет на формирования самооценки ребенка, а также напрямую связана с его успехами в учении.

Адекватная положительная самооценка младших школьников влияет на дальнейший выбор всесторонних интересов, развитие личности в целом. Учителю следует учитывать, что это одна из главных задач на начальном этапе школьной жизни.

Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

Актуальность темы связана с тем, что большинство учителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет улучшить свои результаты в процессе обучения, повысить уровень мотивации к обучению и познанию.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения принимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности ;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

( Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с. 9)

Данные методические рекомендации окажут помощь в реализации метапредметных и личностных результатов ФГОС.

Цель методических рекомендаций: показать варианты самооценки на уроке и познакомить с формами и приемами самооценки.

Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника самооценке.

Л.Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Так если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников и даже старших дошкольников.

2.ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Дети младшего возраста занимают особое место в педагогической и возрастной психологии: в этом возрасте закладывается основа учебной деятельности, начинается формирование основных психических функций, самоконтроль, возникает рефлексия, а действия начинают согласовываться с внутренним планом .

Самооценка оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Ожегов. Словарь русского языка./

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. /Советский энциклопедический словарь./

Самооценка — собственная оценка, своих возможностей, качеств и своего положения в обществе. Проникая в суть личности, можно сделать утверждение, что самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Из вышеизложенного делаем вывод, что самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человек / А.А. Реан Психология человека от рождения до смерти. /

Самооценка – ячейка самосознания, характеризующаяся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также является важнейшим регулятором поведения. Самооценка определяется взаимоотношениями человека с окружающими : родителями, учителями, одноклассниками, сверстниками. Тем самым самооценка влияет на эффективную жизнедеятельность человека и развитие личности. Самооценка тесно связана с целями, поставленными человеком перед собой. Адекватная самооценка обеспечивает правильное соотношение своих сил с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка искажает внутренний мир личности, деформируя её эмоционально-волевую и мотивационную сферу, и тем самым препятствует её гармоничному развитию.

Самооценка складывается из тех оценок, которые дают окружающие человеку, а также в сравнении образа истинного «Я» (объективное видение себя) с образом идеального «Я» (совершенное видение себя ). Наивысшая степень совпадения среди этих образов соответствует гармоничному душевному складу личности. / Л.С. /Выготский Педагогическая психология /.

Самооценка представляет сбой один из важнейших показателей развития личности. Формирование начинается уже с раннего детства, когда ребенок начинает выделять себя от окружающих людей, она продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь все более содержательной и критичной. В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя. Можно сделать вывод, что самооценка младшего школьника прогрессивна и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, закрепляется мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Вышесказанное подтверждает решающую роль в становлении самооценки ребенка, играют взрослые .

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания

учащимися своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

Какие же существуют формы самооценки?

2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)

В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1. Словесные приемы

а) Вариант организации работы по самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:

-Кто доволен своей работой?

-У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).

б ) – Что ты узнал на уроке?

– Какие задания показались трудными?

– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

в) Вариант организации работы по самооценки в оценивании своих достижений

Я могу похвалить…

г) 3.Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы

*Выполнение этой работы мне понравилось

(не понравилось) потому что……………………………………

*Наиболее трудным мне показалось……………………………

*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….

а) Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Самооценку на уроке изучения нового материала организую поэтапно, для этого использую « Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке. Приведу пример из практики, урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с буквой Т, т. (Приложение 1.)

б) Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-

либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

4. «Карточка сомнений»

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

5) «Портфоло ученика»

Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий.

Главные цели ведения портфолио:

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию

infourok.ru

Методическая разработка (2 класс) на тему:

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью –проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность,устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что себя можешь похвалить?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились?

б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

5) Личный дневник школьника

Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации,самоконтроля и самооценки.

Начинаем работу с того, что на родительском собрании знакомим родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомим детей с содержанием дневника.

В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.

При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе«План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.

Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя.Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха.Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.

При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

6) «Портфель ученика»

Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач,ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.

По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:

– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.

– По каким предметам был успешнее?

– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?

– На что будешь обращать внимание в 5 классе?

– Какую цель поставишь в 5 классе?

7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используем следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце года также проводим самоанализ своей работы. Для этого используем следующие вопросы:

– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующую четверть?

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе.Используем при групповой форме обучения. Дети,работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

— констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

— мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

— проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

3. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

— осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

— повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;

— в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

— дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

— уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

— умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

Анализ результатов выявленных в ходе работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

  1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  3. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье описывается способ внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной.

Краткий отчет по методической теме.

В структуре основной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, одним из компонентов является систем.

В работе по теме « ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» раскрываются формы и приемы опыта учителей начальных класов , используемые на уроках и внеуро.

Приёмы самооценки и самоконтроля.

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления содержания образования.

Разноообразные методы и приёмы самооценки, оценки и самоконтроля учащихся для индивидуализации процесса обучения.

nsportal.ru

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС».

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся. Задачи: — познакомить коллег с различными приемами рефлексии; — раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии; — систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии.

Просмотр содержимого документа

«Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»»

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС»

Бондаренко Светлана Алексеевна,

учитель первой категории

МКОУ Новопостояловская ООШ

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.

— познакомить коллег с различными приемами рефлексии;

— раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;

— систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии.

Подготовка к мастер-классу: раздать участникам бумажные мобильные телефоны и таблицы «Плюс, минус, интересно»

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе. Тема моего мастер – класса «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС» (Слайд 1). Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

(Слайд 2) Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачни-ков. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

(Слайд 3) Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его

необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап реф-лексии. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осозна-вать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.

Что же такое рефлексия? (Слайд 4) Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопреде-лить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. (Слайд 5)

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Основные функции рефлексии. (Слайд 6)

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (Слайд 7)

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую различные приёмы рефлексии.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока, чтобы установить эмоциональный контакт с классом, и в конце деятельности. Для этого применяю смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). (Слайд 8)

«Солнышко и тучка» — В руках у учителя тучка и солнышко. Предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

«Гномики» — весёлый и грустный. (Слайд 9)

«Наряди ёлочку» (Слайд 10) — На доске изображена ёлочка. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, — синий».

«Светофор» — Зелёный – поучительно. Жёлтый – понравилось, но не всё. Красный –не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – «?» — удивило, «!» — узнал что-то новое, «+» — знаю, «-» — не знаю.

«Дерево чувств» — Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного.

Эмоционально-художественное оформление. — Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Радуга настроения» (Слайд 11) — Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики — смайлики на радугу.

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, прият-ное, зелёный – спокойное, голубой – неудовлетворённое, синий — грустное, фиолето-вый – тревожное, напряжённое.

По такому же принципу можно использовать приём «Цветик – семицветик» — Дети выбирают себе лепесток, который по цвету подходит к их настроению. Собирается общий цветок.

«Букет настроения» (Слайд 12) — На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

На этом этапе можно применить множество разных аналогичных приёмов. Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Во ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Рефлексия деятельности (Слайд 13) дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха» — нижняя ступенька — у меня ничего не получилось; средняя ступенька — у меня были проблемы; верхняя ступенька — мне всё удалось.

Приём «Знаки» я использую в 1 классе на уроках обучения грамоте, математики. Прошу подчеркнуть самую красивую букву, слово, цифру.

«Восхождение на пик знаний» (Слайд 14) — Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«Дерево успеха» (Слайд 15) – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Волшебное дерево» — один из моих любимых приёмов рефлексии. — Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я понял. Яблоко – у меня всё получается.

Приём «Рефлексивная мишень» (Слайд 16) применяю в 3 — 4 классах. На доске мишень, разделённая на 4 сектора: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. Дети выбирают один из секторов.

«SMS» (Слайд 17) — Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия содержания учебного материала (Слайд 18) используется для выявле-ния уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (я не знал… — теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

В своей работе использую прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Синквейн – приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Он обогащает словарный запас, готовит детей к краткому пересказу, учит формулиро-вать идею, основную мысль произведения, развивает творчество.

Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: (Слайд 19)

1 строка – тема или предмет (одно существительное):

2 строка – описание предмета (два прилагательных):

3 строка – описание действия (три глагола):

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету:

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например, во 2 классе мы с ребятами составили синквейн к русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»: (Слайд 20)

Просит, жалеет, спасает

Благодаря ей петушок остается жив

(Слайд 21) Интересен приём «Чемодан, мясорубка, корзина», который я применяю в 3—4 классах. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

(Слайд 22) Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Слайд 23) Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

multiurok.ru

Методическая разработка на тему: «Приёмы рефлексии на уроках музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»

с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.

Методическая разработка на тему:

« Приёмы рефлексии на уроках музыки»

Трушина Светлана Юрьевна

учитель музыки высшей категории

Приёмы рефлексии на уроках музыки

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Карта самооценки вокально-хоровой работы

infourok.ru

Приёмы и способы для формирования самоконтроля и самооценки учащихся младших классов

в помощь учителю начальных классов предлагаются приёмы и способы формирования самоконтроля и самооценки учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

«Приёмы и способы

формирования самоконтроля и

самооценки учащихся начальных классов»

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Традиционная «пятибалльная» система:

не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Необходима новая система оценивания, которая:

не имеет травмирующего характера;

сохраняет интерес к обучению;

снижает психологический дискомфорт, тревожность;

создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Новая система оценивания должна развивать у школьников умение

1) проверять и контролировать себя,

2)критически оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

что нужно оценивать,

какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Остановимся на видах самоконтроля

Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)

Приёмы предварительного самоконтроля:

1.Ориентировка (До начала работы):

— Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа?

-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

-Как вы сможете себя проверить?

-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

— Составьте алгоритм своей работы.

-Какая помощь понадобится? и т.п.

2. Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

— С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

-Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

-Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или

устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

4.на уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

5. Фиксирование ошибочного действия

-Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

6. Предупреждение ошибок на уроках и подготовке к проверочной работе.

7. «Найди лишнее» или «Что недостает», н-р:

-Найти в предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него вопрос, вспомнить окончание существительного.

Приёмы процессуального контроля (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

1.Проговаривание в устной форме

Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно -.

Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.Один объясняет, другой комментирует (в т. ч. комментирование цепочкой)

3.Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

4. Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, — не знаю, не умею)

5. Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки.)

6. Составление плана действий

7.Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

8. По ходу работы (в процессе): опрос со стороны учителя

-На каком этапе находишься? -Как можешь себя проверить? -Что надо учитывать?

-Есть ли другие способы решения этой задачи?

Приёмы итогового контроля или контроль по результату (по завершению задания).

Главное- вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !.

-Над чем работали? -Что надо было сделать? -Как мы решали эту задачу?

1.Проверка по образцу

2.Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения…)

с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. итог -В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

9. рассуждение после работы:

-Какие цели были реально достигнуты?

-Трудным ли было это задание? В чем его трудность? — Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя? -Как ты сможешь проверить себя сейчас?

-На что будешь опираться? -Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

-Какую задачу можно для себя поставить? -Как бы вы оценили свою работу?

Наиболее чаще употребляемые приёмы самооценки

— красный – я не знаю, прошу помощи,

— желтый– сомневаюсь, не уверен,

— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;

2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое

4. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

5. «Волшебные линеечки»

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

7. Листы индивидуальных достижений.

На каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

8. Минитесты и анкетирование по изученной теме

9. «Взаимооценивание в парах» — учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

10. «Взаимооценивание в группе»

Вывод: использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.

Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

videouroki.net