Любовь в теории психологии

Любви все возрасты покорны.

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне:

“ О любви не говори, о ней все сказано. “.

Просмотр содержимого документа

Любви все возрасты покорны.

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне:

Как известно, существует много видов любви: например, любовь матери к ребёнку, детей к родителям, просто человеколюбие.

В скольких жизненных ситуациях люди говорят друг другу о любви?

Даже от друзей сейчас можно услышать фразу: «Я люблю тебя по дружески». Но давайте определимся, что всё-таки такое любовь и откуда она происходит?

Если верить толковому словарю Даля, то термин «любовь» можно понимать как «привязанность одного человека к другому от желания до страсти».

Библия же говорит о неком душевном состоянии, когда человек готов делать добро другому человеку (людям), причём совершенно бескорыстно, сопереживать беду и радоваться чужой радости.

В разное время люди по-разному

трактовали понятие любви.

В толковом словаре философии Соловьева:

«влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни».

У Платона -стремление человека к совершенной полноте бытия, к преодолению разрыва небесного и земного миров, стремление «творить в красоте».

У Эмпедокла любовь становится силой космического единения, своего рода «всемирной симпатией» .

В христианстве мир мыслится сотворенным любовью Божией и жизнь в нем поддерживаемой ею же;

Христос признал высшими в Ветхом Завете заповеди о любви к Богу и ближнему и дал ей новый критерий: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас»(Ин.15.12);

Это любовь жертвенная, она означает верность Христу и всему, Им заповеданному;

Эта любовь предстает как решимость полностью отдать себя без остатка в служении Богу и ближнему; «мера любви к Богу — это любовь без меры» (Августин)

В этике любовь предстает, с одной стороны, как твердая воля давать другим подлинное благо, а с другой — как одно из нравственных чувств, имеющее нечто общее с жалостью, сопереживанием, благоговением и стыдом.

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии, различавшей виды (оттенки) любви:

  • «Эрос» (др.-греч. ????) — стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви;
  • «Филиа» (др.-греч. ?????) — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору;
  • «Сторгэ» (др.-греч. ??????) — любовь-нежность, особенно семейная;
  • «Агапэ» (др.-греч. ?????) — жертвенная любовь.

У Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил любовь к одной из первичных энергий человеческого тела. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно иную формулировку утверждение связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои ,любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.

В Средневековье, в Эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо

Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

Две противоположные формы любви.

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»,то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем.

«Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её».

Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

Безусловная любовь — термин, выражающий любовь человека ко всему окружающему без всяких условий и желания получить что-либо от него взамен. Безусловная любовь является базисным термином и духовной целью во многих духовных учениях и религиях, многие из которых рассматривают безусловную любовь как высшую форму человеческого самосовершенствования.

По мнению немецкого философа и психоаналитика Эриха Фромма к безусловной любви можно отнести любовь матери (в широком смысле).

В Индии почитают Шри Калки, который даёт ответ на вопрос о Любви:

  • Что такое любовь, — мы не можем говорить об этом. Мы можем говорить о том, что не является любовью. Любовь — это не привязанность, это не обладание, это не контроль над кем-то, не использование кого-то, любовь — это не что-то, что вы можете понять. Вы не можете познать любовь, но можете переживать любовь.
  • Единственное, что мы можем сказать о ней, — это то, что она безусловна. Если вы любите кого-то, потому что он хорошо выглядит, богат или известен, по той или иной причине, — очевидно, что это не любовь. Но если вы не можете дать никаких объяснений, тогда вы, возможно, открыли любовь. Эта любовь безусловна, и такая любовь не воображаема.
  • Английский писатель Кэрол Льюис, исследуя любовь, пишет, что когда — то делил ее на любовь — дар и любовь — нужду. Любовь — дар — это чувство, которое испытывает мать к ребенку, а любовь — нужда — то, что испытывает испуганный ребенок, бегущей к матери. Льюису казалось, что, любовь — дар выше несопоставимо любви — нужды, потому что ничего ей не надо — она хочет лишь одарять любимого. Ему это казалось, пока он не понял: и любовь — нужда высока.

    Его однофамилец и земляк Клайв Льюис пишет:

    Мы не должны ни творить из любви кумира, ни «разоблачать» любовь. Ошибка писателей прошлого века в том, что для них были кумирами влюбленность и родственная нежность. Мы живем во времена, когда отшатнулись в другую сторону. Разоблачители любви признали сентиментальной чушью почти все, что говорили их отцы, и постоянно объясняют, какова истинная подоплека влюбленности. Не будем слушать ни тех, ни других. Человеческая любовь может быть дивным подобием любви Божьей .

    Важно различать истинную любовь с псевдолюбовью . Одной из форм которой является невротическая любовь.

    Проявление невротической любви — это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения. (видео)

    И наконец, очень частая форма псевдолюбви — это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Но так можно, считает Фромм, ввергнуть в беду как само­го себя, так и своего ребенка. Не найдя смысла для себя, можно и ребенка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются при попытке расторжения несчастливого брака. Главный аргумент родителей: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Однако на самом деле атмосфера напряженности и безрадостности в подобной семье более вредна для ребенка, чем открытый разрыв. И получается как в притче о соломоновом суде.(видео)

    Ученные уже много лет пытаются разгадать и понять: что же такое любовь? Пытаются создать различные стимуляторы и заменители самых прекрасных чувств и ощущений. Но все это бесполезно! Никто не знает когда и в какой момент это случится. Когда робкий взгляд или красивая улыбка заставит сердце биться быстрее. Заставит переживать, страдать или радоваться. Любовь не предсказуема. У любви Особое Мнение

    Ученные уже много лет пытаются разгадать и понять: что же такое любовь? Пытаются создать различные стимуляторы и заменители самых прекрасных чувств и ощущений. Но все это бесполезно! Никто не знает когда и в какой момент это случится. Когда робкий взгляд или красивая улыбка заставит сердце биться быстрее. Заставит переживать, страдать или радоваться. Любовь не предсказуема. У любви Особое Мнение (видео)

    Большинство людей на вопрос «Что такое смысл жизни?» с легкостью и не задумываясь, в независимости от веры, цвета кожи, национальности, моральных принципов, ответят сразу – любовь. Не имеет значения сколько времени пройдет, пятьдесят или сто лет, хоть целая вечность, любовь была и остается главным, что есть в жизни человека.

    kopilkaurokov.ru

    Любовь — влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни.

    Из обоюдности отношений можно логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая более получает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., в которой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуют три главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л. родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Все три вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый вид представляется здесь преимущественно Л. материнской (в силу непосредственной физической связи самки с детенышами), но у высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении. Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи и принимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно же преданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животных особь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причем естественно самка первенствует; взаимность является здесь только на мгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те же три главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков, а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозного развития человечества. Родительская Л., или попечение старших о младших, защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество и постепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец, половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личного самоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и более понимается как совершенная полнота жизненной взаимности и через это становится высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранной народностью изображается преимущественно как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога — не иначе, как блуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь, и завершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестой — просветленной и торжествующей церковью "Нового Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся в такое же отношение к местным общинам (отсюда выражение: вдовствующая церковь). Таким образом, идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. С точки зрения нравственной философии, Л. есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas), преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами — жалостью и благоговением — образует человеческую форму половой или супружеской Л. (материя же ей дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религий Л. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, напр., индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской άγάπη . Естественно, что и в истории философии понятие Л. занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла Л. ( φιλια ) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения (см. Греческая философия и Эмпедокл). У Платона Л. есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте" (см. Платонизм, Платон). Это эстетическое значение Л. было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средние века Л. была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его соч. "Stimulus amoris", "Incendium amoris", "Amatorium"), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой Л. в смысле гармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения, жалости и стыдливости. В эпоху Возрождения (кончая Джордано Бруно) Л. опять становится предметом философских умозрений в духе платонизма. В новой философии своеобразное понимание Л. представляет Спиноза (см.), отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждающий, что философствовать есть не что иное, как любить Бога. В новейшей философии следует отметить остроумную, хотя и неосновательную теорию половой Л. у Шопенгауэра ("Metaphysik der Liebe" в " Parerga u. Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство. Ни малейшего подтверждения в действительном опыте этот взгляд не находит. Более верные и глубокомысленные указания и намеки (без ясной и последовательной системы) можно найти у Франца Баадера ("Erotische Philosophie" и др.).

    В психологии выделяются 5 типов людей, по их отношению к любви, то что они хотят получать и как сами выражают свои чувства. Семейные психологи иногда просто удивляются, как люди живущие не одно десятилетие вместе, так и не знаю на каком «языке любви» говорит их половинка. Из-за этого элементарного невежества могут возникать не разрешимые конфликты и непонимания, которые в худшем случае могут привести к полному разладу в семье и даже к разводу. Думаю, как можно скорее нужно озвучить, то о чем я говорю:)

    1 Слова поддержки.

    2 Когда человеку оказывают знаки внимания, дарят подарки.

    3. Служение. Человеку нравится когда другой что-то для него делает.

    4. Качественное время. Проводят время вместе.

    5. Прикосновение. Обнимали, ерошили волосы.

    Для начала, конечно стоит саму определить что тебе ближе, а потом стоит выяснить каким языком пользуется человек живущий с тобой рядом.

    ru.science.wikia.com

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра психологии Реферат на тему: Типология любви Научный руководитель: Автор: Доцент кафедры психологии Курсант 430 учебного взвода Подполковник полиции ФПП Мос У МВД России Николаева Ю.В. Рядовой полиции Цибизова Е.С. Москва 2012 План Введение 1. Виды любви 2. Трехкомпонентная теория любви Р.

    Стернберга Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Под любовью имеют в виду самые разные психологические феномены, но главным образом, путаница возникает между понятиями любовь-чувство и любовь-мировоззрение. С любовью-мировоззрением значительно проще: это умение и желание с радостью принимать мир таким, как он есть во всех его проявлениях. Обязательным условием возможности любви-мировоззрения является принятие себя, т.е.

    Любовь к себе. Следствием любви-мировоззрения является принятие экзистенциальных данностей: конечности собственного существования, неизбежности ответственности за собственную судьбу и Первого Закона Природы, собственного одиночества и отсутствия Абсолютного Смысла, как опоры для меня вне меня.

    Министерство образования и науки РФ. Первый профессиональный университет. Профессиональный институт психологии. Кафедра ‘ Психологии ‘. По дисциплине ‘ Общая психология ‘. ‘ Психология любви ‘. Выполнила: Студентка группы ППВА-31/10Д-1.

    Любовь-мировоззрение дает потенциальную возможность мудрости и религиозности (не как принадлежности к конфессии, а как принятия метафизики и трансцендентности), а также психического здоровья вообще. Любовь-чувство Любовь и Бедность навсегда Меня поймали в сети По мне и Бедность — не беда Не будь Любви на свете Р.Бернс Любовь-чувство — феномен гораздо более многозначный, полифоничный, по разному понимаемый.

    Если любовь-отношение — это проявление любви-мировоззрения, то любовь-чувство — проявление зависимости. Любовь-чувство внутри культуры чрезвычайно интенсивно романтизируется, что всегда является способом ‘подсластить пилюлю’ или приукрасить действительность. Но в этом случае становится ясно, что в таком виде любовь-чувство становится прямым средством манипуляции. • ВИДЫ ЛЮБВИ Наиболее разработанной на данный момент является типология любви, предложенная Д. Ли и эмпирически проверенная на двух больших выборках (807 и 567 чел.).

    Именно поэтому любовь изучают так долго и отчаянно. За все время изучения данного вопроса набралось столько мыслителей, мнений и теорий, что и не перечислить всех. Однако существуют теории, которые получили наибольший отклик в душах людей и потому снискавшие свою. В статье проводится философский анализ феномена любви Платона. Отмечается, что существует большое число работ, посвященных данной теме, но не все аспекты философии Платона изучены, например проблемы эротософии Платона. Феномен любви интересовал философов с давних времен. ‘Триангулярная теория’ Стернберга позволяет составить логичную картину разнообразных форм любви, описывая различные типы отношений с помощью таких составляющих, как интимность, страсть и решение/обязательство. Теории любви. Любовь является не просто событием, а процессом, который развивается, совершенствуется и основывается на культурных императивах и системе убеждений каждого индивида. Довольно часто близкие отношения начинаются с ‘влюбленности’, или увлечения.

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Диалог Платона «Пир» преимущественно посвящен проблеме любви, богу Эроту. Вместе с тем, понятие Эрота достаточно многозначно.

    Герои диалога Платона употребляют его в разных значениях, раскрывая различные грани. С одной стороны, под любовью герои диалога Платона понимают наличие непреодолимого влечения людей друг к другу, с другой – только к собственной половине (и здесь рассказывается миф об андрогинах, наказанных могущественным Зевсом). Также еще одной гранью любви является страсть, но нельзя не сказать о и том, что любовь может предполагать разумность. Наконец, любовь олицетворяет собой стремление к тому, чтобы духовно совершенствоваться, достигать бессмертия. Таким образом, трактовок любви достаточно много. Диало г «Пир» можно с полным правом назвать первой попыткой построения философской концепции любви. Платон в своем диалоге выдвигает концепцию возвышенной любви, которую символизирует Афродита небесная.

    Следующие такой любви имеют как источник вдохновения не чувства, а идеи красоты, бессмертия и блага. И чаще всего такая любовь является однополой – мужчины к мужчине. Кроме того, согласно позиции Платона, возвышенная любовь не нуждается в браке, более того, брак в таком случае является противопоказанием. Есть и другая форма любви – низкая, которая присуща людям ничтожным. Это любовь не ради духовного, а ради телесного. Подлинно высокая любовь предполагает стремление к постоянному совершенствованию, тогда как в низкой любви такого стремления нет.

    Любовь в концепции Платона является своего рода упражнением в нравственности, своеобразным путем, ведущим к достижению бессмертия. Данная работа посвящена концепции любви в диалоге Платона «Пир». Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, поскольку концепция или теория любви занимается важнейшее место в философской системе Платона. Кроме того, эта концепция во многом является отражением реалий античной культуры и мировоззрения.

    Диалог «Пир» — это одно из блестящих, глубоких произведений мировой философской мысли. Именно Платоном впервые была предпринята попытка формирования целостной теории или науки о любви. Вслед за Платоном к этой проблеме уже стали обращаться другие мыслители, в частности, Плутарх. Главная цель работы – рассмотреть концепцию любви Платона, изложенную в диалоге «Пир». В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Дать общую характеристику диалога.

    Рассмотреть разные формы любви, описанные в диалоге. 3. Рассмотреть качества истинной любви в концепции Платона. 4. Сделать выводы по исследованию. Структура работы подчинена цели и задачам исследования.

    Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Во введении дается общая характеристика работы. Основная часть посвящена анализу проблемы любви в диалоге Платона «Пир». В заключении представлены выводы по исследованию.

    Своеобразным выводом этой речи служит высказывание о том, что «любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом, а любимый благодарен своею преданностью любящему».Далее в диалоге следует вторая речь – речь Павсания.Он также рассуждает относительно природы любви. Теория Эрота, которую изложил Федр, носит, конечно же, чрезмерно общий характер. На самом деле, Эрот обладает как высшим началом, так и низшим. Согласно мифологическим представлениям, высшее является чем-то пространственно высшим, небесным; а традиционное для античного мира учение о превосходстве мужского начала над женским подсказывало, что высшее является мужским. Здесь Платон затрагивает весьма деликатную тему однополой любви, отмечая, что высший Эрот является любовью между мужчинами.

    В целом, в эпоху античности эт о преимущественно не рассматривалось как отклонение. Как конкретные образы, олицетворяющие любовь высшую и низшую, в речи Павсания выступают два Эрота и по аналогии с ними две Афродиты. Так как ничто само по себе не является как прекрасным, так и безобразным, критерий прекрасного Эрота – это его происхождение от Афродиты Небесной, в отличие от вульгарного Эрота, который являлся сыном Афродиты Пошлой. Афродита Пошлая связана как с мужским, так и с женским началом. Эрот Афродиты Пошлой является способным на самые низкие поступки. Здесь речь идет о любви, которой любят люди не слишком богатые духовно и нравственно, эти люди ничтожны в своих побуждениях. Им свойственно любить ради телесного, но не ради духовного.

    Также таким людям свойственно любить глупых, чтобы быстрее добиваться поставленной цели и манипулировать объектом вожделения.Что касается Эрота Афродиты Небесной, то она связана только с мужским началом, но не с женским. Это любовь к юношам, она не имеет черт преступной дерзости. Небесная любовь является любовью к мужчине, поскольку мужчины более прекрасны и умны, чем женщины.

    Влюбленным же все позволено, но только в сфере души и ума, бескорыстно, ради мудрости и совершенства, а не ради тела.Как обобщающий вывод данной речи выступает такого рода тезис: «О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Что бы мы ни делали, это прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит То же самое и с любовью: не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить».Далее следует речь Эриксимаха. Он говорит, что Эрот находится не только в людях, но во всем бытии, в природе: «Живет он не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете — в телах животных, в растениях, во всем сущем, ибо он был великий, удивительный, всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов».

    То есть, здесь речь идет о том, что любовь проникает в природу, в весь мир, она затрагивает как растения, так и животных. Данная идея в полной мере согласуется с принципами античной греческой философии. Затем в диалог вступает Аристофан, который рассматривает проблему доисторического тела человека.

    Аристофан рассказывает миф о том, что имело место быть первобытное существование одновременно в виде мужчин и женщин. Люди были трех полов. Поскольку эти люди отличались силой и непокорностью, были настроены против Зевса, то Зевс их покарал, разделив на две половины, рассеяв по миру. Вот теперь они вечно ищут друг друга, чтобы восстановить прежнюю полноту и могущество.

    Эрот является стремлением рассеченных человеческих половин одна к другой ради того, чтобы восстановить целостность. То есть, любовь выступает в качестве жажды целостности, стремления к ее обретению.

    Речь Аристофана можно с полным правом охарактеризовать как интереснейший образец мифотворчества Платона. Этот миф, созданный Платоном, связан с его собственными философскими представлениями, общепринятыми мифологическими воззрениями. Данный миф постепенно обрел романтическую трактовку, основанную на том, что две души стремятся к тому, чтобы соединиться. Тогда как в мифе Платона повествуется о разделенных надвое чудовищах, которые испытывают жажду соединения в физическом отношении. Затем в диалоге следует речь Агафона. Предыдущие ораторы ничего не говорили об отдельных конкретных существенных свойствах Эрота, соответственно, их перечислением и занимается Агафон, а именно, это красота, вечная молодость, нежность, гибкость тела, совершенство, отсутствие насилия, наличие справедливости, рассудительности, храбрости, мудрости и способностей к искусстве и ремеслах, способности к тому, чтобы упорядочить все божественные дела.Речь Сократа занимает особое место в диалоге, она является центральной. Сократ отказывается от монологической формы высказывания, он задает вопросы, выслушивает ответы.

    В качестве его партнера выступает Агафон. Сократ сразу же заявляет о том, что его речь об Эроте будет правдивой, что сразу же наводит на мысль о том, что предыдущие ораторы лукавили или заблуждались. В начале беседы Агафон, соглашаясь с одним из замечаний Сократа, говорит: « Я не в силах спорить с тобой, Сократ». На что Сократ отвечает: «Нети, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело не хитрое». Далее Сократ переключает свой речь об Эроте на рассказ о женщине по имени Диотима.Далее следует самая простая концепция: цель Эрота — овладение благом, но не каким-либо отдельным, а всяким благом и вечное обладание им.

    А так как вечностью нельзя овладеть сразу, возможно только овладевать ею постепенно, т.е. Зачиная и порождая вместо себя другое, значит, Эрот есть любовь к вечному порождению в красоте ради бессмертия, к порождению как телесному.

    Смертное существо жаждет преодолеть свою смертную природу.Далее развивается тема бессмертия. Ради него и существует любовь, доказательств тому сколько угодно можно привести. Например, возьмем, честолюбие.

    «Ты удивишься его бессмысленности, если не вспомнишь то, что я сказала, и упустишь из виду, как одержимы люди желанием сделать громким свое имя, «чтобы на вечное время стяжать бессмертное славу», ради которой они готовы подвергать себя еще большим опасностям, чем ради своих детей, тратить деньги, сносить любые тяготы, умереть, наконец».Другой способ достичь бессмертия – оставить потомство телесное, то есть размножить себя. Но «любовь» должна быть сопряжена с миром телесным. Рассуждение о том, что «любовь» есть источник некоторых «стремлений» всего живого (207d–210a) есть фиксация соотнесения двух видов любви. В философии Платона «эрос» выступает одновременно и средством достижения макрокосмического, и внутренним элементом сотворенного сущего, хранящего в себе природу «трансцендентного».

    Можно говорить о неоднозначности того, что есть «любовь», а представив себе эту неоднозначность по отношению к данному понятию, можно прийти к выводу о том, что вообще вся область идеального у Платона рассматривается, во-первых, как самостоятельный «трансцендентный» мир, во-вторых, в связи с бытием сотворенным, бытием человека и государства. Напрашивается вывод, что описание «эроса» есть описание идеального бытия, которое предполагает определенную двойственность. Автор24 — это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.

    Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения — пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

    successofis.weebly.com

    Любовь в теории психологии

    Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связа

    txt fb2 ePub html

    на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по социальной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по социальной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

    Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

    Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при

    Теории и стили лидерства

    Среди социологических теорий лидерства можно выделить несколько.

    Теории и стили лидерства. Среди социологических теорий лидерства можно выделить несколько. Теория черт поддерживает идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера (харизма – одаренность.

    Руководство и лидерство. Стили руководства. На предприятиях, в учреждениях, организациях, коллективах существует четкое разделение управленческих функций.

    Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.

    Достаточно скачать шпаргалки по теории и методике воспитания — и никакой экзамен вам не страшен!

    Стиль педагогического руководства. В 1938 г. немецкий психолог К. Левин впервые провел экспериментальное исследование психологического климата и стиля руководства.

    Теории и стили лидерства. Среди социологических теорий лидерства можно выделить несколько. Теория черт поддерживает. Загрузка. Скачать Получить на телефон.

    В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

    Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с. подробнее ». Теории и стили лидерства. Среди социологических теорий лидерства можно выделить несколько.

    cribs.me

    Любовь как эмоция и ее исследования в психологии

    В мире зла, глупостей, неуверенности и

    сомнений, называемых существованием,

    есть одна вещь, для нее еще стоит жить и

    которая, несомненно, сильна как смерть:

    Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. В своей работе я хотел бы остановиться на некоторых аспектах любви как эмоции: ее месте в структуре эмоциональной жизни человека; ее определениях и типах в разных психологических направлениях; причинах ее развития у человека и ряде других.

    Для начала необходимо коротко рассмотреть некоторые теории эмоций и затем определить какое место занимает любовь в них.

    Общая характеристика эмоций

    В каждой психологической школе эмоции по разному.

    Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. В своих трудах Фрейд предложил способ анализа механизмов функционирования личности, выделив при этом концепцию аффекта. В ее основе лежит теория инстинктивных влечений, которым свойственны: безусловность, цикличность, избирательность и заменяемость. Сам же аффект определяется в ранних работах Фрейда как единственная побудительная сила психической жизни, а в более поздних трудах аффектам дается дефиниция интрапсихических факторов, побуждающих фантазии и желания индивида. В психоаналитическом подходе выделяют 3 аспекта аффекта: энергетический, процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки. Из более поздних направлений исследования эмоций можно выделить работы Э. Фромма, в частности его работу «Искусство любви», некоторые компоненты которой я рассмотрю ниже.

    Когнитивные теории. К ним относят теории самосознания (теории «Я»), в которых причиной эмоций являются когнитивные процессы. Центральным понятием этих теорий является Я-концепция (целостный, интегрированный феномен, возникающий при сложении восприятия и познания индивидом самого себя). Чем больше восприятие/познание человеком себя, чем больше они связанны с ядром его личности, тем больше они включают в себя чувства и эмоции. Другой группой когнитивных теорий является рассмотрение эмоций как функций (реакций), обусловленных когнитивными процессами. Так Арнольд, считает, что эмоция возникает в результате влияния определенной последовательности событий, которые описываются в терминах восприятия (как элементарное понимание) и оценок (мгновенный интуитивный акт). Другие представители когнитивного подхода (Шехтер и др.) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, ставшей причиной этого возбуждения.

    Эмоции как результат биологических процессов. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Так Плучик, определяет эмоции как телесные реакции, связанные с определенным адаптивным биологическим процессом. Он же предложил рассматривать личностные черты как комбинацию нескольких первичных эмоций. Например любовь определяется как радость + принятие.

    Теория дифференциальных эмоций, объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по-разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. Активаторами эмоций здесь делятся на 3 группы: нейронные и нервнво-мышечные; аффекторные и когнитивные. Здесь же вводиться понятие базовая эмоция, определяемая как имеющая отчетливые нервные субстраты; она проявляет себя с помощью мимики и влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком; она оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления и др. Континуум эмоциональной сферы человека здесь выглядит следующим образом: а) рефлексы (автоматизированная реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не предполагающая сознательного выбора модели поведения) — б) инстинкты — в) драйвы или survival needs (физиологические потребности, являющиеся основой для животной жизни) — г) эмоции. Определяя эмоции как то, что переживается как чувство, что мотивирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия, мы можем сказать, что они входят практически во все сферы жизни человека, оказывая то или иное влияние на них.

    Деятельностный подход. Согласно ему к эмоциональным процессам относится большой класс процессов внутренней регуляции деятельности, выполняющих эту функцию, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого, эмоции являются одной из форм существования и личностного смысла, когда связь между событиями и мотивами, а также их личностный смысл проявляется возникающими эмоциональными переживаниями. Здесь проводится терминологическое различие, относящиеся к эмоциональным явлениям: оно (целостное явление) представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и его эмоционального переживания. Эмоциональные явления распадаются на две группы: а) переживания, которые «окрашивают» сами предметы и превращают их в мотивы и б) явления, возникающие в процессе деятельности и выражающие определенное отношение субъекта к различным условиям, ситуациям и т.п.

    Ряд других концепций и их положения будут рассмотрены ниже.

    Некоторые определения любви

    Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводя обзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но и из ряда негативных — печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

    Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протекание эмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться эта причина. В учении Спинозы, это переключение отразилось в том, что такой аффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов, определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием внешней причины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания с непосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти в работах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинные связи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующим образом: 1) предмет любви — 2) предмет удовольствия — 3) удовольствие — 4) любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий;

    Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Т.е. то, что не по своей воле он рожден и не по своей умрет и т.п. Человек «стал бы безумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее, объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Важным аспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологию видов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный характер любви (в отличии от симбиотического, основанного на том или ином использовании другого человека) он включает такие неотъемлемые элементы как давание (отдачу), заботу, ответственность, уважение и знание.

    Э. Берн определяет любовь как — «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.

    Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самка вносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, является средством необходимым для выживания группы.

    Другой биологический феномен, сыгравший особую роль в эволюции эмоций — родственный отбор. Его определяют как процесс, обеспечивающий передачу определенных признаков индивида через его гены и гены его родственников. При этом, решающее для эволюции значение играют черты, представляющие особую ценность для отдельного индивида. Так существуют определенные доказательства о том, что родственный отбор оказал влияние на возникновение и развитие альтруистического поведения у человека, важным компонентом которого является способность к эмпатии. В свою очередь следует помнить и о том, что существенной частью эмпатии является эмоциональное переживание, которое входит в переживание любви.

    Особенностью развития человека в онтогенезе является большой период зависимости от родителей (особенно матери), от которой требуется опека и забота об новорожденном. Защита и кормление младенца — свидетельство любви.

    Последней биогенетической причиной любви у человека стали оседлый образ жизни и охота. На заре человечества охота была сложной и рискованной работой: она требовала выдержки и настойчивости, мужчины были вынуждены скитаться по несколько дней вдали от дома, прежде чем вернуться «домой» к женщинам и детям со свежей добычей. Учитывая, что это была и физически тяжелая работа, они возвращались домой не только обремененные добычей, но и изнуренные погоней и т.п. Причиной, заставлявшей их отправляться в долгий путь домой, была привязанность к их женщинам и детям.

    Классификация типов любви

    Существует множество классификаций любви. Остановимся коротко на некоторых из них.

    В рамка теории дифференциальных эмоций выделяют следующие типы любви:

    Материнская. Ее особенностью является ее жизненная необходимость для ребенка.

    Выделяют следующие элементы материнской любви:

    телесный контакт. Существует ряд экспериментальных исследований этого элемента: начиная от ставших классическим экспериментов Харлоу с новорожденными обезьянами, которым предъявлялись различные манекены матери и заканчивая наблюдениями Howard A. Moss о половых различиях в материнском внимании. Moss были выбраны 30 новорожденных первенцев, которые наблюдались в течении 3 месяцев. Результаты показали, что матери в течение первого месяца жизни детей, обращают большее количество своего внимания мальчикам:

    xreferat.com

    / ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 13 Основные теории памяти

    13 Основные теории памяти.

    Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.

    Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.

    Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)

    Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией — мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Таким образом, ассоциация — это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.

    Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:

    3. по смежности во времени и пространстве

    4. по каузальности (причинно-следственные отношения)

    Особенности изучения памяти в ассоциативной психологии:

    изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,

    строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,

    исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,

    почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.

    Методы экспериментального исследования памяти

    Они были впервые предложены в ассоциативной психологии Г. Эббингаузом:

    метод антиципации (предвосхищения),

    Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии

    исследование изменения памяти во времени – кривая забывания (Г. Эббингауз), Она была получена Г. Эббингаузом в экспериментальном исследовании методом сбережения.

    исследование положения элементов в ряду на запоминание – эффект края (Г. Эббингауз), При запоминании, сохранении и воспроизведении однородного и большого по объёму материала лучше запоминаются его элементы, расположенные в начале и в конце ряда.

    исследование влияния степени однородности материала на запоминание – эффект А. фон Ресторф, Разнородные элементы материала, включённые в ряд однородных элементов, сохраняются в памяти лучше, чем однородные, независимо от характера материала.

    исследование влияния осмысленности материала на запоминание (Мак-Теч),

    исследование влияния способа организации повторений на запоминание.

    Гештальттеория пришла на смену ассоциативной теории. Исследования памяти были проведены К.Левином. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Она подчиняется действующим независимо от запоминающего субъекта законам: “близости”, сходства, “замкнутости пространства”, “хорошего продолжения”,”хорошей формы” и др. Процессуально память представлялась так: у человека имеется некоторая необходимость (потребность), дающая установку на запоминание или воспроизведение. Данная установка оживляет в сознании человека некие целостные структуры, выступающие основой для запоминания или воспроизведения.

    Субъект в процессе взаимодействия с окружающей средой оказывается в целостном силовом поле, которое включает субъект, реализующий свои потребности и намерения, объекты, на которые он действует и действие которых он на себе испытывает, динамика поля при этом обусловлена напряжением потребностей и мотивов субъекта

    Б.В.Зейгарник она показала, что незавершенные действия приводятся лучше, чем завершенные. Это получше название «эффект зейгарник», или эффект незаконченного действия. Они запоминаются лучше потому, что они связаны с искусствено создаваемой потребностью завершить действие, которое не полунию разрядки, это наз.квазипотребность.

    Уотсон: Память – общий термин для выражения того факта, что после некоторого периода неупражнения навык не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида.Память – это научение, единицей которого является навык.

    Есть вид поведения, кот.формируется в процессе многократного повторения связей между стимулами и реакциями. Осн.Уотсон, Э.Торондайк, Скиннер. Вместо слова память часто испол.научение.Память рассматривалась бихевиористами как процесс, обеспечивающий научение. Результативность научения зависела от качества памяти. Продуктивность же последней определялась подкреплениями — как положительными, так и отрицательными. Таким образом, теория памяти в таком представлении формировалась как теория подкреплений. Фазы формирования навыков (по Уотсону): заучивание навыка, период без практики, период возобновления навыка. В качестве основании формирования навыков были использованы принципы научения (Торондайк): 1.закон эффекта (Торондайк при положительном подкреплении). 2. Закон готовности (получение возможно, когда у чел.формирующего у себя навык есть желание, стремление это делать).3. закон упражнений (многократное повторение) 4. Закон смежности ( в пространстве и во времени). ( стимул и реакция должны одновременно сущест. И в одном пространстве)

    Влияние мотивов на эффективность памяти

    Эта проблема экспериментально исследовалась в бихевиоризме.

    1) похвала увеличивает продуктивность памяти больше, чем порицание.

    2) физическое наказание (удар электрическим током) ускоряет научение.

    3) личный соревновательный мотив более действенен, чем мотив группового успеха.

    4) неудача при заучивании приводит, в конечном итоге, к более высоким результатам, чем удача.

    Когнитивная теория памяти.

    Память — это совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации

    Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания.

    Структурные теории: память делится на несколько подструктур – блоков хранения информации, которые отличаются по времени ее хранения, способам ее кодирования и объему хранящейся информации. Структурная (трёхкомпонентная) модель памяти (Дж.Сперлинг, Р.Клацки, Тульвинг и др.) СХЕМА! УКП – внимание – КП – повторение – ДП – петля повторения — КП

    УКП – ультракратковременная память или сенсорный регистр – угасание, стирание; КП – кратковременная память замещение; ДП – долговременная память интерференция; указан соответствующий механизм забывания.

    Теория уровней переработки информации: память подчиняется единым законам информации, информация обрабатывается на разных уровнях, уровень обработки определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта.

    Крейк, Локхард: пример поуровневой переработки информации. Структурный, фонематический, семантический. Уровень выбирается в зависимости от вопроса-решаемой задачи переработки информации.

    Основная идея когнитивной психологии состоит в неразрывном единстве всех познавательных психических процессов, представляющих единую когнитивную структуру. Память в этой структуре занимает место информационного хранилища. При этом она рассматривается как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой.

    Модель Во и Норманна: делит память на первичную (систему кратковременного хранения) и вторичную (систему более длительного хранения). Эта модель спровоцировала представление о памяти как некоем «ящике в голове». Система кратковременного хранения имеет очень ограниченный объем, и информация в ней теряется путем вытеснения новой.

    Модель Аткинсона и Шифрина: они ввели в кратковременную и долговременную память гораздо больше подсистем. Чем предыдущие авторы. Их модель была дополнена сенсорным регистром, кратковременным и долговременным хранилищами. При этом дифференцировались понятия «память» (как данные, подлежащие сохранению) и «хранилище» (как структурный элемент, для хранения этих данных).

    Культурно-историческая теория памяти Выготский Л.С. выделял формы памяти. Главный критерий их различения – использование культурных средств (внешних и внутренних) для организации памяти. Формы памяти: Натуральная (биологическая) память – низшая психическая функция, Память специфически человеческая – высшая психическая функция:

    системная по строению;

    развивается на основе натуральной памяти в процессе овладения культурными средствами, т.е. их интериоризации;

    становится опосредованной по структуре.

    Деятельностная теория памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.). Память неразрывно связана с жизнью людей; основное содержание их жизни – практическая деятельность.

    Всегда включённая в какую-либо деятельность, память сама может выступать как особого рода деятельность – мнемическая деятельность (произвольная память), направленная на достижение мнемической цели.

    Произвольное запоминание направляется и регулируется:

    Мнемическая цель – как? – задача – мнемическая направленность, которую обусловливают факторы:

    1) требования, предъявляемые к запоминанию;

    2) возрастные особенности запоминающего;

    3) индивидуальные особенности запоминающего;

    4) особенности материала (характер, вид, объём, трудность).

    В контексте этой теории память выступает как особая психическая деятельность, направленная на решение определенной мнемической задачи. Память как деятельность включает действия запоминания, сохранения и воспроизведения. Будучи деятельностью память имеет все ее структурные элементы, в частности — цель, средства, операции. А результат мнемической деятельности всегда зависит от ее организации (П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов). П.И.Зинченко показал, что слова, кодируемые значащими средствами, будут сохраняться лучше, чем слова, кодируемые более поверхностными средствами. Запоминаемость слов сильно зависит от цели, стоящей при усвоении материала. Таким образом, «уровень воспроизведения» определяется целью действия. А.А.Смирнов показал, что действия запоминаются лучше, чем мысли, и особенно те действия, которые тесно связаны с преодолением трудностей. В части развития памяти в онтогенезе в рамках данной теории (А.Н.Леонтьев) была выявлена общая закономерность: развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков, путем своеобразного превращения внешних знаков во внутренние. Т.е. развитие высших сигнификативных форм памяти идет по линии превращения внешне опосредованного запоминания во внутренне опосредованное. Кривая подобного развития напоминает форму параллелограмма, что явилось основанием для введения так называемого «принципа параллелограмма» в развитии высших форм памяти.

    studfiles.net