Самооценка уровня тревожности спилберг-ханин

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

testoteka.narod.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-4) тревожность.

где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

G — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

G — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

  • до 30 — низкая тревожность,
  • 31–45 — умеренная тревожность,
  • 46 и более — высокая тревожность.
  • Значительные отклонения от умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете».

    Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

    Для оценки динамики состояния тревожности (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половинку шкалы (высказывания 1-20) и сокращенный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек.

    Показатель РТ высчитывается по формуле:

    где Z — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

    G — сумма по пунктам 1, 3, 4.

    Величина показателя меняется от 5 до 20.

    Возраст_______ кл. ____СШ _____Дата____________________

    Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

    www.vashpsixolog.ru

    2.3. Анализ связи уровня тревожности и самооценки

    Следующим этапом обработки стало выявление системы взаимосвязей признаков в выделенных нами совокупностях данных.

    После проведенных предварительных расчетов был составлен сводный протокол, где мы получили следующие параметры:

    ШТ – школьная тревожность по методике Прихожана

    СТ – самооценочная тревожность по методике Прихожана

    МТ – межличностная тревожность по методике Прихожана.

    СК – самооценка по методике Казанцевой.

    Статистическая обработка материала проводилась с использованием стандартных методов статистического сравнения по программе Excel, Статистика в компьютерной обработке.

    Проведение корреляционного анализа дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений признаков. Для этого вычислялись величины показателей линейных корреляций Пирсона. Для выявления возможных зависимостей между особенностями тревожности и самооценки был использован метод корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции Пирсона).

    Результаты корреляционного анализа представлены в виде матрицы интеркорреляций (см. приложение 2).

    В каждой строке квадратной матрицы представлены коэффициенты корреляции одного признака со всеми остальными в том порядке, который был избран при составлении сводного протокола данных.

    При сопоставлении тревожности и самооценки обнаружились достоверные связи (см. приложение 2). Результаты взаимосвязи показателей тревожности, самооценки представлены в таблице 2.3

    Корреляционная матрица связи тревожности и самооценки.

    При рассмотрении корреляционной матрицы мы видим, что существуют связи между тревожностью и самооценкой.

    При оценке статистической значимости применялся метод достоверности Стьюдента.

    Значение Стьюдента определяется по формуле:

    Где, |Rxy| — модуль коэффициент линейной корреляции Пирсона;

    n — объем выборки.

    t крт = 2,02 для выборки 40 и с уровнем достоверности 0,95. (уровень значимости Р<0,05). Следовательно, коэффициент корреляции считается значимым — достоверным, так как t эмп > t крт.

    Результаты уровня достоверности показателей тревожности и статуса, самооценки

    Коэффициент корреляции Пирсона

    Показатель СК – самооценка по методике Казанцевой имеет четыре отрицательные связи с тревожностью: с показателем ШТ–школьная тревожность по методике Прихожана (r = -0,37; р<0,05): чем выше самооценка, тем ниже уровень школьной тревожности; с СТ – самооценочная тревожность по методике Прихожана (r = -0,67; р<0,001): чем выше самооценка, тем ниже уровень самооценочной тревожности; с МТ – межличностная тревожность по методике Прихожана (r = -0,39; р<0,05): чем выше самооценка, тем ниже уровень межличностной тревожности.

    Таким образом, можно сказать, что чем выше самооценка, тем ниже уровень школьной тревожности, ниже уровень самооценочной тревожности, ниже уровень межличностной тревожности.

    В нашем исследовании мы определяли взаимосвязь уровня тревожности и самооценки у младших школьников. Особенности тревожности определялись согласно шкал тревожности Прихожана, особенности самооценки по методике предложенную Г.Н. Казанцевой.

    Большинство детей имеют умеренный уровень тревожности по каждому виду – от 61% до 74%, с высоким уровнем наибольшее количество испытуемых по школьной и самооценочной тревожности – по 13%, по межличностной тревожности 11% — низкий уровень наибольшее количество испытуемых по самооценочной тревожности — 26%.

    Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности трех типов тревожности у младших школьников, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов. Это свидетельствует о том, что младшие школьники беспокоятся умеренно по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

    studfiles.net

    Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)

    Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

    Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    31 — 45 — умеренная тревожность;

    46 и более — высокая тревожность.

    Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

    «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

    www.psychologos.ru

    Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) — является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

    Шкала ситуативной тревожности

    Шкала личной тревожности

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Интерпретация результатов

    При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

    Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

    Тр — показатель реактивной тревожности;

    Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

    Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

    Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

    Тл — показатель личностной тревожности;

    Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

    Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

    При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

    • до 30 баллов – низкая,
    • 31 — 44 балла — умеренная;
    • 45 и более — высокая.
    • Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

      Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

      Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

      Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

      Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

      Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

      psy-clinic.info

      Самооценка уровня тревожности спилберг-ханин

      Методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Самооценка уровня тревожности на данный момент (реактивной) и личностной. Методику можно проводить для определения уровня тревожности на разных этапах беременности. Для этого использует-ся шкала реактивной тревожности. Также можно использовать при подготовке к проведению проективных методик или теста Люшера для учёта влияния реактивной тревожности на результаты этих ме-тодик.

      Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера. – используется при установлении склонности к тревожному и амби-валентному типу самовосприятия беременности. Позволяет опреде-лить, какой именно стиль присущ конкретной женщине, амбивален-тный – при экстернальном типе локализации контроля, когда жен-щина склонна возлагать ответственность за протекание и исход беременности на других людей или внешние события, или тре-вожный – при интернальном типе, когда женщина возлагает данную ответственность на себя.

      Методики диагностики склонности к депрессии или невротиче-ским состояниям при самовосприятии беременности. [18]

      Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. – позволяет определить степень склонности к депрессии на разных этапах беременности. Депрессивное состояние не может не оказывать влияние на самовосприятие беременности, такое состоя-ние характерно для негативных стилей восприятия беременности, и данная методика помогает выявить эти стили.

      Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний

      В.А.Жмурова.–позволяет определить степень депрессии у женщины на данном этапе беременности. Может использоваться как альтерна-тива или дополнение к методике Зунге.Также результаты данной ме-тодики должны учитываться при проведении проективных методик.

      Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. – позво-ляет определить степень вероятности невроза в данном периоде беременности. Высокая степень вероятности невроза может быть признаком отвергающего или игнорирующего стилей восприятия беременности, следовательно, данная методика может помочь при установлении данных стилей.

      Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. – проводится при выявлении высокой степени вероятности невроза. Позволяет определить уровень невротизации женщины в данный период времени. Этот уровень влияет на самовосприятие беременно-сти на данном этапе и может являться причиной появления того или иного негативного стиля самовосприятия беременности.

      Методики позволяющие определить уровень эмоциональности при самовосприятии беременности. [18]

      Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко – позволяет определить тип эмоциональной реакции на внешние воздействия на данном этапе беременности. По эмоциональным реакциям на внешние стимулы (позитивные, амбивалентные, негативные) можно определить уро-вень эмоциональности при самовосприятии беременности и особен-ности этого восприятия (по преобладанию того или иного типа реак-ции на данный вид стимулов) на том или ином этапе беременности.

      Торонтская алекситимическая шкала – позволяет определить нали-чие трудностей в распознавании и описании своих эмоциональных состояний. Наличие таких трудностей может влиять на самовоспри-ятие беременности и способствовать выработке игнорирующего сти-ля восприятия. Рекомендуется проводить на ранних этапах беремен-ности, с целью возможной коррекции последствий данного фактора на восприятие беременности.

      Методика позволяющая определить особенности самовосприя-тия беременности в зависимости от типа личности. [18]

      Методика определения типа личности и «вероятностных расстрой-ств» данного типа Дж.Олдхэма и Т.Морриса — с помощью данной методики появляется возможность определить преобладающие типы личности (черты типов личности) характерные для данной беремен-ной женщины и прогнозировать возможные особенности самовосп-риятия беременности соотносящиеся с этими типами.

      Методики позволяющие определить влияние межличностных отношений на самовосприятие беременности и некоторые установки женщин на восприятие своего будущего ребёнка. [18]

      Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири — позволяет определить влияние типов отношения к окружающим на самовосприятие беременности и своего будущего ребёнка. С помощью данной методики выясняется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке. То, как женщина строит свои отношения с людьми во время беременности не может не отражаться на общем психическом состоянии женщины во время беременности и на восприятии ею своего положения. Также преобладание какого-то типа отношения к окружающим влияет и на отношение к своему будущему ребёнку. Данную методику можно проводить как в разные периоды беременности, так и на её начальных этапах. Рекомендуется провести данную методику также с ближайшими родственниками женщины (например с отцом ребёнка) с целью определения взаимооценки преобладающего типа отношения женщины к окружающим.

      Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла. – позволяет определить отношение будущей матери к семейной жизни, своей семейной роли и своему будущему ребёнку. Позволяет определить установки на восприятие и воспитание своего ребёнка. Данные факторы также влияют на самовосприятие беременности, прежде всего на желанность или нежеланность ребёнка и беременности. Проведение этой методики поможет выяснить отношение женщины к своей семейной жизни, т.е. выяснить особенности восприятия ею окружающих социальных условий, а также выяснить особенности представления женщины о своём будущем ребёнке. Следовательно данная методика может быть полезной для установки общего стиля самовосприятия беременности.

      Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столин. – может использоваться для женщин уже имеющих детей для определения восприятия и особенностей воспитания уже имеющегося ребёнка (детей) и влияния этих факторов на восприятие будущего ребёнка.

      Проективные методики и тест Люшера. [18]

      Методика «Я и мой ребёнок» [приложение 1] — позволяет оценить особенности самовосприятия беременности и своего будущего ребёнка с помощью проекции значений на необходимые для исследования аспекты и интерпретации их. Женщину просят нарисовать себя во взаимодействии с будущим ребёнком. Далее оценка производится подобно методикам «Автопортрет», «Несуществующее животное». Основным преимуществом данной методики является то, что она позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной беременности и ребёнка и эти данные будут являться более достоверными в связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и «подстройки под социально-желаемые результаты». К недостаткам можно отнести высокую вероятность отказа женщин выполнять данную методику, объясняемую неумением рисовать или другими причинами.

      Тест «Несуществующее животное». – может применяться как альтернатива или дополнение к методике «Я и мой ребёнок» с целью более подробной оценки самовосприятия беременности. С помощью данной методики можно более достоверно определить отношение женщины к себе, её самооценку в период беременности, готовность перейти на новый уровень личностной и половозрастной идентификации. Достоинства и недостатки те же, что и в методике «Я и мой ребёнок».

      www.newreferat.com

      Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) « Психологические тесты. Назначение теста Определение уровня тревожности ребенка. Описание теста Экспериментальный материал состоит из 1. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

      Спилберг Ханин Тест На Тревожность

      Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке.

      На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.

      Тест на тревожность (Спилбергера-Ханина). Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставте галочку&nbsp. Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Проективный тест&nbsp. Определение уровня тревожности ребенка. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8&nbsp.

      Тест На Тревожность Спилбергера-ханина

      Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Инструкция к тесту Игра с младшими детьми. Он (она) играет с малышами». Ребенок и мать с младенцем.

      Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной&nbsp. Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина). Тест на тревожность (Спилбергера-Ханина). Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставте галочку. Тест онлайн на тревожность: Насколько Вы тревожный человек? Тест на тревожность Поведение.

      Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тест онлайн на тревожность: Насколько Вы тревожный человек? Тест на тревожность Поведение&nbsp. Тест на тревожность (Спилбергера-Ханина). Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставте галочку против выбранного ответа в зависимости от.

      Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». Игра со старшими детьми. Он (она) играет со старшими детьми».

      Укладывание спать в одиночестве. Агрессивное нападение.

      Он (она) убирает игрушки». Он (она) со своими мамой и папой». Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. Тестовый материал Анализ результатов теста Количественный анализ На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (1.

      ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 1. В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий уровень тревожности (ИТ выше 5. ИТ от 2. 0 до 5. 0%); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 2. Качественный анализ Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки . Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках .

      Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок- ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок- взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Источники. Тест тревожности (Р.

      Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И.

      Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития – СПб., 2. Практическая психология в начальной школе – М., 1.

      osetinskaya.weebly.com