Функции самооценки это

Функции самооценки это

Высшая форма саморегулирования на основе само­оценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

обеспечивая относительную стабильность и автономность личнос­ти, может вести к искажению опыта.

выступает внутренним условием регуляции поведения и дея­тельности

Самооценка возникает на основе обобщающей работы процес­сов самосознания, которая проходит различные этапы, и нахо­дится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершен­ствуется. Процесс установления самооценки не может быть ко­нечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а сле­довательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе яв­ляется его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результа­ты самонаблюдения.

Формирование самооценки

1. важную роль в формиро­вании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом иде­ального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным, тем выше самооценка личности.

2. важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида, т.е. человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие.

3. на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, выше будет и ее самооценка.

Самооценка всегда носит субъективный характер.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и по последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным (16).

Структура самосознания

выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

осознание своей активности – «Я управляю собой»;

осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

эмоциональное, чувственное представление о себе (7).

Таким образом, самосознание включает в себя:

самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

отношение к себе;

отношение к другим людям;

ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция) (7).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»);

группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»);

просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);

эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку»)(7).

Самосознание — осознание себя.

Простейшая форма самосознания — узнавания себя в зеркале, примерно в два года (середина раннего возраста). К 3 годам ребенок называет себя. Сначала по имени затем появляется местоимение «Я». Ребенок начинает делать что-то сам. «Я сам» — центральное новообразование раннего возраст.

Божович пишет о том, что примерно с трех лет появляется первичная эмоциональная самооценка. Она очень высокая. В дошкольном возраста появляется рациональная самооценка. Ребенок оценивает свое поведения и результат деятельности. Самооценка дошкольника завышена. Но к 7 годам она должна становиться адекватно. Адекватная самооценка развивается в младшем школьном возрасте и зависит от ведущей деятельности, т.е. от успехов в учебной деятельности. Бывает компенсаторная самооценка, т.е. ребенок понимает, что в умственном развитии чего-то недостает, но зато он очень общителен. Подростковый возраст — период личной нестабильности. Подросток очень зависит от мнения взрослых и сверстников. Появляется личностная рефлексия — подросток хочет понять «какой я?». Он очень изменчив. В младшем подростковом возрасте (11-13 лет) появляется чувство взрослости — это новообразование подросткового возраста. К 15 годам происходит стабилизация, появляется «Я — концепция», складывается представление о себе. «Я- концепция»: «Я-реальное» (есть) и «Я- идеальное» (хочу быть). Если разрыв между я- реальным и я- идеальным очень велик это негативно сказывается на развитии подростка.

Я реальное сост. из 3 компонентов:

1. когнитивно — познавательный (что я имею)

2. оценочный (то что имеется соотносится с теми оценками которые уже сложились)

3. поведенческий (на основе1 и2 строится поведение) (Чужой реферат)

studfiles.net

Структура, виды, функции самооценки

Для построения целостной картины понятия самооценки, необходимо изучить структуру, виды и функции самооценки, что позволит нам глубже определить её сущность.

По А. А. Реану, структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания это компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде [3].

Б. С. Братусь приводит предложенную В. Н. Павленко структуру самооценки, в которой выделяет две основные подструктуры: общую оценку собственной ценности («я» как цен­ность) и оценку себя с точки зрения удовлетворенно­сти какими-либо конкретными качествами, возможно­стями, способностями, достижениями. Первую под­структуру можно тогда условно рассматривать как ценностную форму самооценки, вторую — как опера­ционально-техническую. Исходя из предложенного разделения, теоретически возможны следующие четыре варианта соотношения названных подструктур:

а) высокая оценка себя как ценности сочетается с высокой степенью удовлетво­ренности своими (операционально-техническими) воз­можностями;

б) низкая оценка себя как ценности со­четается с низкой степенью удовлетворенности своими возможностями;

в) высокая оценка себя как ценности сочетается с низкой степенью удовлетворенности свои­ми возможностями;

г) низкая оценка себя как ценно­сти сочетается с высокой степенью удовлетворенности своими возможностями [9].

И.И. Чеснокова в структуре самооценки выделяла два компонента — когнитивный и эмоциональный, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями [2].

Виды самооценки изучали И. С. Кон, И. В. Маркова,Л. Д. Столяренко, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие.

И. В. Маркова выделяла виды самооценки по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная) [10].

И. С. Кон, исследуя аппарат самооценки, заметил следующую закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве, черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной (конкретной). Общая самооценка, отмечает И. С. Кон, отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие или непринятие себя. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей деятельности, личностным чертам и т.п. Именно она, считает исследователь, тесно связана с уровнем притязаний, т.е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области деятельности [11].

По Л. Д. Столяренко, самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений[12].

Самооценка выполняет регуляторнуюи защитнуюфункции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. Е. уровня притязаний личности.Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие [1].

Л. Д. Столяренко видела функции самооценки в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности [12]. По С. А. Будасси самооценка позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию [13].

И. В. Маркова выделяет регуляторную и защитную функции самооценки. Регуляторная функция влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта [10].

Таким образом, в своей курсовой работе вместе с рядом психологов мы будем выделять в структуре самооценки когнитивный и эмоциональный компонент. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. Анализ накопленных в исследованиях разных психологов данных позволил нам выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная – неадекватная, высокая – низкая, стабильная – динамичная, реальная – демонстрируемая, осознаваемая – неосознаваемая, точная – неточная, уверенная – неуверенная и т. Исследователи, занимающиеся вопросами самооценки сходятся во мнении о том, что самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию. Первая регулирует поведение, деятельность, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, вторая – обеспечивает стабильность и автономность личности, в некоторых случаях может приводить к возникновению эмоциональных барьеров, ведущих к игнорированию или искажению опыта.

mylektsii.ru

Формирование самооценки в детском и подростковом возрасте

Понятие, функции и параметры самооценки. Характеристика возрастных особенностей детского и подросткового периода. Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга личностного роста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теоретические аспекты исследования самооценки. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков. Понятие самооценки как психологической категории. Самооценка у младших школьников и у подростков. Личностная сфера школьников.

Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Факторы формирования самооценки в детском возрасте.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода. Особенности социометрического статуса в подростковом возрасте. Исследование взаимосвязи уровня притязаний, самооценки и статусного положения межличностных отношений в подростковом возрасте.

Проблема самооценивания в подростковом возрасте и способы коррекции низкой самооценки. Содержание и основные виды коррекционной работы. Принципы психолого-педагогической коррекции. Опытно-экспериментальная работа по повышению самооценки подростков.

Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания.

Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

Раскрытие понятия «самооценка» и ее влияния на социализацию личности ребенка. Научные подходы к формированию самооценки у младших школьников. Работа по диагностике самооценки и социализации младших школьников, методы коррекции уровня самооценки.

Предпосылки формирования неадекватной самооценки у школьников. Учебная деятельность в школьном возрасте. Взаимовлияние самооценки на успешность обучения. Применение игр, тренингов и специальных методик, способствующих коррекции неадекватной самооценки.

Психологические особенности развития личности. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования переходного периода.

Проблема самооценки в современной психологии. Самоуважение. Механизмы формирования самооценки. Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. Метод социометрических измерений. Социометрическая процедура.

knowledge.allbest.ru

Соционика и другие типологии

Соционика — наука или искусство?

Структура самооценки

Предметом соционики является типология структуры самооценки.

Возьмём для рассмотрения такую модель структуры самооценки.

Модель структуры самооценки

Мир прост и предсказуем. Самоуверенность в оценках и поведении: "Запросто во всём сам разберусь". Максимализм, нетерпимость к возражениям.

Мир непрост, но вполне предсказуем, надо только в нём разобраться. Не без труда, но могу справиться сам.

Мир сложен и противоречив, в нём трудно разобраться. Но с ним всё же можно подружиться, надо только ему понравиться.

Мир очень сложен и непонятен. От него полностью зависит что и как я буду делать. Ему лучше отдаться и подчиниться, тогда всё будет хорошо.

Я субъект – мир объект

Я объект – мир объект

Я субъект – мир субъект

Я объект – мир субъект

Нетерпимость к отклонениям от привычного. Хочется быстро восстановить всё как было.

Чуткость к отклонениям от привычного. Хочется наибольшей полноты и точности.

Зависимость от оценок окружающих. Хочется добиться их признания

для самоуважения. Долженствование.

Чуткость даже к очень слабым веяниям извне. При сильном воздействии быстро сбиваются все настройки и наступает ступор.

Тут под "объектом", как ранее указывалось, понимается нечто простое, предсказуемое, несамостоятельное, пассивное; под "субъектом" – нечто самостоятельное, сложное, непредсказуемое, активное.

Самооценка же представляет собой отношение уровня притязаний к уровню возможностей. Притязания – это совокупность свойств, которыми человек, как он полагает, уже обладает. Возможности – это то, что у него на самом деле есть. Рассмотрим с этих позиций "функции", несколько их антропоморфизируя для наглядности объяснения:

1-я функция. Мир представляется неподвижным и хорошо предсказуемым. Это создаёт завышенную самооценку. Решения принимаются быстро и без особых раздумий. Они кажутся человеку очевидными и единственно правильными. Отсюда самоуверенность и безапелляционность в поведении. Решения не стоят особого труда, поэтому за них не ожидается ни благодарности, ни похвалы. Говорить на тему 1-ой функции трудно – ведь и так всё ясно, что тут говорить!

Благодаря своей самоуверенности человек может "проскочить" просто на апломбе, добиться чего-то, что объективно у него получиться не должно. Он и сам потом может удивляться себе, когда в спокойной обстановке всё взвесит и проанализирует. Конечно, возможны ошибки, срывы, но 1-я функция себе их легко прощает, поскольку склонна винить, прежде всего, обстоятельства, а не себя. Осознав свою ошибку, человек не торопится о ней сообщить окружающим, ему неловко после громогласных заявлений в своей способности справиться с делом, вдруг признать свою несостоятельность. Если окружающие не напомнят, он сам тем более об этом распространяться не станет. Если напомнят, он смущённо пробурчит что-нибудь вроде "ну погорячился, ну с кем не бывает", но слёзно каяться никогда не станет, а, скорее, постарается снизить значимость случившегося и обратить свою оплошность в шутку. В другой раз он, конечно, учтёт случавшееся и будет вести себя осторожней.

Со временем человек обтёсывается и начинает понимать, что, не смотря на то, что сам себе он кажется всё понимающим (ну прямо само совершенство!) стоит остановиться и оглядеться. Даже если ему по-прежнему дело кажется простым и ясным, он уже не торопится высказывать своё мнение, чтобы в очередной раз не попасть впросак.

2-я функция. Мир подвижен, но вполне предсказуем. Самооценка реалистическая. Поэтому человек спокойно относится к неопределённости в своих представлениях, касающихся аспекта на 2-ой функции. Со 2-ой функции выводы, казавшиеся окончательными, то и дело пересматриваются, уточняются, усовершенствуются. Успехи не кружат голову, потому что всегда видны недостатки. Недостатки не обескураживают, потому что всегда можно найти способ их устранения. Человек может бесконечно совершенствовать что-то, избранное им своим делом, своей задачей. У него неистощимый арсенал средств для решения проблем 2-ой функции. Он не обольщается и не унывает, это просто работа, трудовые будни. Правда, иногда ему надоедает собственная зоркость. Слишком уж подробно и беспристрастно воспринимает он мир, и слишком уж много недостатков замечает. Устав от самого себя он обычно удовлетворяется, на его взгляд, вполне сносным результатом, и очень бывает удивлён восторгами окружающих, не столь зорких как он сам и не видящих очевидных для него несовершенств. 2-я функция ждёт признания и искренней благодарности, ей надо знать, что труд замечен и по достоинству оценён. Похвала некомпетентных людей её не трогает, зато мнение специалиста в той же области деятельности, что и её собственная, она воспримет с нескрываемым интересом. Ей кажется, что успех зависит от собственных усилий и те, кто его не достигают, просто лентяи и бездельники. Поэтому человек очень строго оценивает тех, кто обращается к нему за советом и не выполняет того, что было посоветовано. Его 2-я функция не может представить, что тот иначе устроен и ясное для неё самой может быть не по силам другим. Её девиз: "Совершенство недостижимо, но совершенствование безгранично".

3-я функция. Мир подвижен и не всегда предсказуем. Нередко оказывается, что действия приводят к неожиданному результату. Предполагается, что сам чего-то не учёл. Самооценка заниженная. Представители всех типов как бы берут на себя повышенные обязательства в проявлении свойств аспекта, расположенного на этой функции. Движимый 3-ей функцией, человек старается делать больше, чем это реально необходимо и показывать свои достижения окружающим, как бы напрашиваясь на похвалу. По 3-ей функции мы все ведём себя демонстративно. Стараемся как бы невзначай вставить словцо, как бы случайно показать свои умения. 3-я функция склонна винить прежде всего себя, а не обстоятельства. Поскольку человек осознаёт себя виноватым, то считает себя обязанным исправить положение. Это функция долга и ответственности. Поскольку есть всегда сомнение в правильности своих действий, хочется услышать искреннюю похвалу окружающих. 3-я функция всегда настороже, всегда готова к оправданию. Она страшится своего мнимого несовершенства. Она заранее себя стыдится. Слишком большое внимание посторонних людей к 3-ей функции человека приводит его в замешательство, он пытается уйти, а, если не получается, пытается перевести разговор на другую тему, он стесняется, краснеет, бледнеет, обильно потеет, мнётся, сбивчиво говорит.

Зато как уважает себя человек, отважившийся выставить напоказ деяния своей 3-ей функции! На это не так-то просто решиться! Не дрогнуть, выстоять. С достоинством выслушать упрёки, насмешки, сомнения в целесообразности, лесть, невежественные советы и т.п. Эту "функцию" в отличие от первых двух, надо защищать. Она почему-то считает, что несовершенство – это позор и именно в ней несовершенства больше всего. Есть два пути защиты: либо не смотря ни на что, всё-таки, совершенствоваться, либо прятаться и блефовать.

4-я функция. Мир очень подвижен и непредсказуем. Самооценка податливая. Непонятно как другие чего-то достигают. Вроде бы делаешь всё как они, а в итоге получается что-то несуразное. Зато иногда ничего не делаешь – и подворачивается удача. Складывается впечатление, что между собственными действиями и получаемыми результатами нет никакой связи. В такой неопределённости невозможно жить! 4-я функция – это функция чутья, наития. Поняв, что делать она ничего не умеет для достижения желанной определённости, 4-я функция переключается на поиски уже готовой определённости. Человек, чья 4-я функция так ничего и не нашла, производит удручающее впечатление. Он ничего не может делать, ничто его не радует. Он погружён в тоску. Но если 4-ой функции удалось в этом хаосе событий отыскать островок определённости, она расцветает. Тогда она позволяет и другим функциям приступить к своим обязанностям, 4-я функция – самая внушаемая, самая доверчивая, самая беззащитная из всех 4-х функций самооценки. 4-я функция – это как бы соционическая "батарейка". Если её не подпитывать, то происходит своеобразное "обесточивание" деятельности. По поводу событий в бытии 4-ой функции человек испытывает наиболее волнующие переживания, имеющие какой-то, мистический, нереальный оттенок. Чем больше положительных подкреплений получает 4-я функция, тем эйфоричней, экстатичней кажется существование. Поэтому 4-я функция оказывается местом самых опасных соблазнов. Она может отвлечь 2-ю функцию от работы во имя сладкого "балдежа", после которого приходится держать ответ за невыполненную работу и самой 4-ой функции тоже приходится страдать.

Итак, у каждого из нас по 1-ой функции самооценка завышенная, по 2-ой – реалистическая, по 3-ей – заниженная, по 4-ой – податливая. Нетрудно заметить, что по мере возрастания номера функции убывает определённость в восприятии мира. Соответственно возрастает значимость определённости.

Определённость, предсказуемость становятся всё большей ценностью и их утрата и приобретение порождают, с переходом от функции к функции, всё более сильные переживания. Но спокойствие 1-ой и 2-ой функций обманчиво. Так, первая реакция 1-ой функции на вдруг обнаружившуюся непредсказуемость привычной обстановки – это стереть её в порошок, но подогнать под свои представления о мире. 2-ю же функцию непредсказуемости положительно возбуждают. Её они не злят, как 1-ю, не пугают, как 3-ю и не ввергают в ступор, как 4-ю. Поэтому, если вы хотите разговорить человека, то лучше всего начинать беседу с тех тем, которые затрагивают его 2-ю функцию.

www.socionic.ru

Понятие функции – одно из основных в математике.

На уроках математики вы часто слышите это слово. Вы строите графики функций, занимаетесь исследованием функции, находите наибольшее или наименьшее значение функции. Но для понимания всех этих действий давайте определим, что такое функция.

Определение функции можно дать несколькими способами. Все они будут дополнять друг друга.

1. Функция – это зависимость одной переменной величины от другой. Другими словами, взаимосвязь между величинами.

Любой физический закон, любая формула отражает такую взаимосвязь величин. Например, формула – это зависимость давления жидкости от глубины .

Чем больше глубина, тем больше давление жидкости. Можно сказать, что давление жидкости является функцией от глубины, на которой его измеряют.

Знакомое вам обозначение как раз и выражает идею такой зависимости одной величины от другой. Величина у зависит от величины по определенному закону, или правилу, обозначаемому .

Другими словами: меняем (независимую переменную, или аргумент) – и по определенному правилу меняется .

Совсем необязательно обозначать переменные и . Например, – зависимость длины от температуры , то есть закон теплового расширения. Сама запись означает, что величина зависит от .

2. Можно дать и другое определение.

Функция – это определенное действие над переменной.

Это означает, что мы берем величину , делаем с ней определенное действие (например, возводим в квадрат или вычисляем ее логарифм) – и получаем величину .

В технической литературе встречается определение функции как устройства, на вход которого подается – а на выходе получается .

Итак, функция – это действие над переменной. В этом значении слово «функция» применяется и в областях, далеких от математики. Например, можно говорить о функциях мобильного телефона, о функциях головного мозга или функциях депутата. Во всех этих случаях речь идет именно о совершаемых действиях.

3. Дадим еще одно определение функции – то, что чаще всего встречается в учебниках.

Функция – это соответствие между двумя множествами, причем каждому элементу первого множества соответствует один и только один элемент второго множества.

Например, функция каждому действительному числу ставит в соответствие число в два раза большее, чем .

Повторим еще раз: каждому элементу множества по определенному правилу мы ставим в соответствие элемент множества . Множество называется областью определения функции. Множество – областью значений.

Но зачем здесь такое длинное уточнение: «каждому элементу первого множества соответствует один и только один элемент второго»? Оказывается, что соответствия между множествами тоже бывают разные.

Рассмотрим в качестве примера соответствие между двумя множествами – гражданами России, у которых есть паспорта, и номерами их паспортов. Ясно, что это соответствие взаимно-однозначное – у каждого гражданина только один российский паспорт. И наоборот – по номеру паспорта можно найти человека.

В математике тоже есть такие взаимно-однозначные функции. Например, линейная функция . Каждому значению соответствует одно и только одно значение . И наоборот – зная , можно однозначно найти .

ege-study.ru

Что такое трубопровод. Функции и особенности конструкций

Что такое трубопроводы? В принципе, многие и так представляют себе, о чем идет речь, но мы окунемся немного в технику и постараемся поговорить на научном языке.

Итак, трубопроводы – это разного размера конструкции, благодаря которым мы можем перемещать жидкие, газообразные и сыпучие вещества из одного конца в другой. Посмотреть, как выглядит трубопровод и соответствующее оборудование, можно тут. Трубопровод – это не просто труба, это целое большое сооружение, которое включает в себя, как обычные прямые трубы, так и большое количество разнообразнейших деталей, креплений, измерительных приборов, арматуры, а также все, что позволяет сделать процесс как можно в большей степени автоматическим.

Важное значение приобретают детали трубопроводов, так как именно, благодаря им, можно соединять разные по диаметру трубы, делать повороты, изгибы, наклоны и прочее. Из таких деталей выделяют отводы, заглушки, переходы, штуцера, тройники и переходные кольца. Детали также используются в том случае, когда трубопровод временно не работает. Их обычно устанавливают при соединении трубопровода с помощью сварочного аппарата.

Трубопроводы делятся, в зависимости от местоположения и функции, на промышленные и магистральные. Промышленные еще называют технологическими трубопроводами. Например, если трубопровод идет от места добычи сырья и до завода или порта, то его называют магистральным. Также по магистральным трубопроводам уже готовый продукт поступает в места потребления и эксплуатации.

В отличии от магистральных, технологические трубопроводы составляют около одной трети от всех трубопроводов на промышленных предприятиях. Такие трубопроводы передают в пункт назначения сырье в виде газа, жидкости или пара, а может и уже готовую продукцию, или отходы, ради нормализации и упрощения течения промышленного процесса. Также в подобных трубопроводах передаются опасные для здоровья человека очень вредные вещества при разном давлении и температуре.

Но технологические трубопроводы, также поддаются разным классификациям в зависимости от их местоположения (могут быть либо межцеховыми, либо внутрицеховыми). По способу своего положения они делятся на надземные, подземные, но также выделяют и наземную группу. Промышленные трубопроводы различают по типу давления внутри них на самотечные (очень низкое давление), могут быть также вакуумными, или среднего и высокого давления. Это зависит от того, что транспортируется, с какой глубины и многих других показателей.

Но важно не только давление, но также и температура, так как они очень связаны между собой. Тем более температура важна для сырья, которое передается из пункта А в пункт Б. Она бывает теплая, холодная, нормальная, горячая, очень горячая или криогенная.

Ключевые слова: Что такое трубопровод, Функции, особенности конструкций, детали трубопроводов, отводы, заглушки, переходы, штуцера, тройники, переходные кольца, криогенная

md-eksperiment.org

Значение слова Функция по Ефремовой:

Функция — Зависимая переменная величина (в математике). Проявление жизнедеятельности организма, тканей, клеток и т.п. (в физиологии). 1. Явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления или осуществления.

Значение слова Функция по Ожегову:

Функция — Закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина Функция Обязанность, круг деятельности Lib Функция Работа производимая органом, организмом Lib Функция Роль, значение чего-нибудь Lib Функция Сама эта величина Функция Явление, зависящее от другого и изменяющегося по мере изменения этого другого явления

Функция в Энциклопедическом словаре:

Функция — в математике — ..1) зависимая переменная величина. 2)Соответствие y = f (x) между переменными величинами, в силу которогокаждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, илинезависимого переменного) соответствует определенное значение другойвеличины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие можетбыть задано различным образом, напр. формулой, графически или таблицей(типа таблицы логарифмов). С помощью функции математически выражаютсямногообразные количественные закономерности в природе. (от лат. functio — исполнение — осуществление). 1) деятельность,обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта вданной системе отношений (напр., функция органов чувств, функцияденег). 2) Функция в социологии — роль, которую выполняет определенныйсоциальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функциягосударства, семьи и т. д. в обществе). 3) В лингвистике — назначение,роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Значение слова Функция по словарю медицинских терминов:

функция (лат. functio деятельность) в физиологи — деятельность и свойство клетки, органа и системы организма, проявляющиеся как физиологический процесс или совокупность процессов. Синонимы к слову функция: функция см. занятие

Значение слова Функция по Логическому словарю:

Функция — (от лат. functio — осуществление, выполнение) — соот­ветствие между переменными величинами х и у, в результате которо­го каждому значению величины х (независимой переменной, аргу­менту) сопоставляется одно-единственное значение величины у (за­висимой переменной). Это соответствие записывается в виде выражения y=f(x). Такое соответствие может быть задано не только формулой, но и графиком или таблицей (примером такой таблицы может быть таблица логарифмов). Множество элементов некоторой Ф., подставляемых вместо х, называют областью ее определения, а множество элементов у некоторой Ф. называют областью ее значе­ний. Обобщением понятия одноместной Ф. является понятие много­местной Ф. (см.: Отношение). В логике большую роль играет понятие о пропозициональной Ф. (см.: Ф. пропозициональная, Ф. переменная, Отношение функциональное).

Значение слова Функция по словарю Ушакова:

функции, ж. (латин. functio — выполнение работы). 1. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (книжн.). 2. Переменная Величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (мат.). Величина давления газа есть функция величины его объема. 3. работа, производимая органом, организмом (биол., физиол.). Отделение слюны является основной функцией слюнной железы. 4. перен. Обязанность, круг деятельности чего-н., подлежащая исполнению работа (книжн.). Служебные функции. Исполнять свою функцию в обществе. Функции государственного управления. 5. Значение, назначение, роль (книжн.). Функция математического знака. Функция родительного падежа.

Значение слова Функция по словарю Даля:

ж. математ. обозначенье действий над количествами. | Физиол. отправленье членами тела своих действий.

Значение слова Функция по словарю Брокгауза и Ефрона:

Функция (мат.). — В ст. Дифференциальное исчисление уже объяснено, что такое Ф. и какие Ф. называются явными и неявными, однозначными и многозначными. В ст. Трансцендентные функции дано определение этих Ф. и указано их отличие от алгебраических Ф. К сказанному следует еще прибавить несколько замечаний. Предположим, что y есть Ф. от независимой переменной x. Может случиться, что эта Ф. определена не для всех значений x, а только для некоторых. Например, Ф. y = 1∙2∙3∙. (x — 1)∙x определена только для целых положительных значений x. При x = 1, 2, 3, 4. y = 1, 1∙2, 1∙2∙3, 1∙2∙3∙4. Функция y = 1 + x + x 2 + x 3 +. определена для вещественных или комплексных значений x, модули которых меньше единицы. Ф. вида y = p0x n + p1x n— 1 + p2x n— 2 +. + pn—1x + pn, где коэффициенты p0, p1, p2,. , pn данные числа, называется целой функцией n -ой степени. Она определена при всяком вещественном или комплексном x. Частное двух целых Ф. называется дробной функцией. Она определена для всех значений x, при которых знаменатель не обращается в нуль. Целые или дробные Ф. называются рациональными. Очень часто это название придают только дробным Ф. Если в выражении u v буква v есть Ф. от x, а u величина постоянная, то u v есть показательная Ф. Если же v — постоянная, а u Ф. от x, то u vстепенная Ф. Может случиться, что u и v одновременно Ф. от x. В таком случае u v называется степенно-показательной Ф. Определение этих Ф. вполне ясно из ст. Степень. Если в выражении y = a x , где a данное число, примем y за независимую переменную, то x называется логарифмической Ф. от y (см.). В тригонометрии встречаются Ф. тригонометрические и круговые (см.). Из других Ф. особого внимания заслуживают: шаровые (см.), цилиндрические (Бесселевы, см.), эллиптические (см.) и ультраэллиптические (см.). Д. С.

Определение слова «Функция» по БСЭ:

Функция — Функция (от лат. functio — совершение, исполнение)

(философская), отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению другого. Ф. может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных, неблагоприятных — дисфункциональных или нейтральных — афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в др. параметрах объекта (функциональность), или взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование).

Понятие Ф. введено в научный оборот Г. Лейбницем. В дальнейшем в философии интерес к Ф. как одной из фундаментальных категорий возрастал по мере распространения в различных областях науки функциональных методов исследования. В наиболее развёрнутой форме функциональный подход был реализован Э. Кассирером, который разработал теорию понятий, или «функций».

Эта попытка построения теории познания на основе функционального подхода оказала определённое влияние на философские представления о Ф. Исследуются проблемы обоснованности, приемлемости и доказательности функциональных высказываний и объяснений, широко используемых в биологических и социальных науках, особенно в связи с изучением целенаправленных систем. См. также статьи Система, Системный подход и лит. при них.

Лит.: Кассирер Э., Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции, СПБ, 1912; Юдин Б. Г., Системные представления в функциональном подходе, в сборнике: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 108-26; Frege G., Funktion und Begriff, Jena, 1891; Wright L., Functions,

«Philosophical Review», 1973, v. 82, April, p. 139-68; Cummins R., Functional analysis, «The Journal of Philosophy», 1975, v. 72, № 20.

Функция в социологии. 1) Роль, которую определённый социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих её классов, социальных групп и индивидов. Например, Ф. государства, семьи, искусства и т.д. относительно общества. При этом различаются явные Ф., т. е. совпадающие с открыто провозглашаемыми целями и задачами института или социальной группы, и скрытые, латентные Ф., обнаруживающие себя лишь с течением времени и отличающиеся от провозглашаемых намерений участников этой деятельности. 2) Зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой её части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения как Ф. развития промышленности).

Марксистский поход к исследованию функций опирается на классовый анализ как самих институтов, так и соответствующих потребностей и интересов. См. также статьи Система, Структурно-функциональный анализ и литература при них.

А. Г. Здравомыслов. Функция — в языкознании, способность языковой формы к выполнению того или иного назначения (нередко синоним терминам «значение» и «назначение» языковой формы); зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его системы. Установление Ф. языковой единицы предполагает определение её роли в данном языке (системе языка), например у предложения могут быть выделены коммуникативная (сообщать о чём-то) и номинативная (называть это событие) Ф. Каждая языковая единица существует исключительно потому, что она, в отличие от др. языковой единицы, служит известной цели, т. е. выполняет определённую Ф. Выделяются многочисленные Ф. языковых единиц — отождествления, разграничения и различения, в соответствии с которыми различаются и сами единицы, например Фонема служит различению разных слов и морфем или проведению границ между ними.

Ф. изучаются и рассматриваются не только при описании единиц языка, но и самого языка как системы. Основная Ф. языка: коммуникативная, или Ф. общения, познавательная, отражательная, перформативная, фатическая (установление контакта без установки на передачу информации), номинативная — наречение или называние предметов и явлений действительности, экспрессивная, или Ф. выражения, аппелятивная, или Ф. обращения. В числе Ф. языка указывают также на уровневые Ф. — фонологические, морфологические, грамматические и др. С функциональной точки зрения система языка есть многомерное образование, дифференцируемое как по формам проявления (устный и письменный язык), так и по социальной предназначенности (литературный язык, социальные диалекты, арго и пр.), по эстетической направленности (поэтический язык), по конкретным задачам общения (специальные терминологические системы).

tolkslovar.ru