Самооценка учащихся по фгос

Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.

Предварительный просмотр:

Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС.

Учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №130»

Кудрявцева Надежда Валентиновна

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок — либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учите-лем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Как, наверное, и у многих педагогов, на моих уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры (определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы). Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я, вдруг, резко перехожу в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?», могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?». Почему я так говорю? Да потому что сама не знаю, как правильно оценить ребенка, боюсь этой оценки.

Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4). Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"» , т.е. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:

— «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»

— «Что именно надо сделать, чтобы исправить четвертную отметку?»

В 2002–2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа 2100». На его основании была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих

действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100» и Российской академией образования в 2004–2007 гг.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

1-е правило . Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний

2-е правило . Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3-е правило . За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило . Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило . За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

6-е правило . Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень — знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

Каково же мнение о новой технологии оценивания?

Эксперимент показал, что новая система оценивания хоть и несовершенна, но способствует снижению уровня тревожности по ситуациям, связанным с проверкой знаний, повышению уровня самооценки и качества знаний учащихся.

Понимая, что надо срочно менять свое отношение к оценочной деятельности, решила привести в систему свои наработки и внедрить элементы технологии оценивания «Школы 2100».

За основу взяла 2-е правило технологии оценивания «Школы 2100».

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности

школьника, оно соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому решила начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем третьеклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к 3_му классу самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

Следующее правило, которое сформулировала — оценка товарищей, не могла оставить без внимания.

При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность

класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно

оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

Применяю такие варианты организации групповой работы:

1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;

2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;

3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.

Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:

– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;

– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;

– основываются на личном опыте –80%;

– обсуждают с другими – 70%;

– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;

– только слышат – 26%; – читают – 10%.

В 3-е правило технологии оценивания «Школы 2100» внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.

В 5-е правило технологии оценивания «Школы 2100» тоже внесла изменения: За задания, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.

Каждое здание проверочной (контрольной) работы ребенка по итогам темы оценивается отдельно, затем выводится средняя отметка и ставятся. Оцениваются все учащиеся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Справедливости ради, надо сказать, что четвертные контрольные работы в 4 классе предоставляет отдел образования с установленными критериями оценок методом вычитания, разработанными еще по «минимуму».В этом вся наша система образования! Даже в стандартах второго поколения, где так подробно расписано итоговое оценивание, я не нашла ответа на вопрос как оценивать ребенка на неконтрольном, рабочем уроке?

Данная система оценивания способствует снижению уровня

тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников. Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.

nsportal.ru

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Трубянова Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Надо ли учить школьника самооценке? Давайте поставим себя на место ученика и представим, что нашу педагогическую деятельность каждый день начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие коллеги. Каждый день нам в дневник будет выставляться: кому-то 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. И согласитесь, не всегда наши мнения могут совпадать. При этом у нас сразу же возникнет множество вопросов. Почему же когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность — норма. Мы (взрослые) прекрасно понимаем, объективна ли оценка наших действий, поступков. Т.е. мы сначала самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Что же такое самооценка? Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Работа по формированию самооценки младших школьников начинается с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики. Например, так.

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества — «идеал», во 2 – отрицательные — «антиидеал».

Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенно й самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Самооценка учащихся 1-ой ступени

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Основные функции самооценки:

— констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

— мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

— проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Какие же существуют формы самооценки?

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек )

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из тр?х цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

ж?лтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

зел?ный — благополучия: мне вс? ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2.Светофор, другой вариант той же методики, да?т возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же тр?х цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, ж?лтую или зел?ную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

«Солнышко» — я работал отлично.

«Солнышко и туча» — хорошо, но остались вопросы.

«Тяжелые тучи» — не всё удалось.

А). С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Б). Представьте себе, что перед Вами находится лестница из 10 огромных ступеней, на каждой из которых расположены все люди мира. При чем, стоят они так, что на самой нижней, первой ступени расположены самые плохие, нехорошие люди, в то время, как на самой верхней, десятой ступени стоят самые лучшие представители рода человеческого, обладающие массой положительных черт. Вам тоже нужно занять место на одной из ступеней. Какая из них Ваша?

Теперь ответьте самому себе на несколько вопросов:

Почему Вы выбрали именно это место?

Каких людей Вы относите к самым лучшим, хорошим?

Что Вам помешало отнести себя к ним (если помешало)?

Каких людей Вы считаете плохими?

Почему Вы не отнесли себя к ним?

Точно также Вы можете оценить в себя по другим характеристикам: ум, здоровье, успех, счастье, удовлетворенность работой и т.д.

Адекватному уровню самооценки соответствуют ступени 6 и 7. Именно эти места, находящиеся чуть выше середины, отводят себе большинство людей.

Восьмую ступень тоже можно отнести к уровню адекватной самооценки, хотя принято считать, что в этом случае самооценка слегка завышена.

Цифры 9 и 10 соответствуют завышенной самооценке. Такие позиции выбирают себе люди, считающие себя значительно лучше других. Они полагают, что по своим качествам приближаются к идеалу.

Степени 4 и 5 выбирают люди, которые не вполне удовлетворены текущим положением вещей, их самооценка занижена.

И наконец, с 1-й по 3-ю ступени выбирают люди с крайне низкой самооценкой, либо те, кто находится в кризисном состоянии.

Дело в том, что на выбор своего места на лестнице самооценки может влиять не только сложившиеся на протяжении жизни представления о себе, но и текущее душевное состояние, предшествовавшее прохождению теста. Какие-то негативные события и тяжелые переживания вполне могут заставить человека опустить себя на 1-2, а то и 3 пункта ниже. В то время как головокружительный успех способствует самовозвеличиванию и перемещению вверх по лестнице самооценки.

Именно поэтому я рекомендую проходить этот тест в состоянии покоя. А лучше проделать его несколько раз в разное время, чтобы сравнить результаты. При этом промежутки должны быть достаточно большими, чтобы выбор, сделанный ранее, не был для Вас столь памятно свеж.

Ученик сначала оценивает себя, затем ид?т обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

8. В конце учебного года предлагаю оценить себя «Чему я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году»

Для адекватного самооценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

Алгоритм самооценивания 1 класс

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

Алгоритм самооценивания во 2 классе

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Какое умение развивали при выполнении задания?

Каков был уровень задания (задачи)?

Алгоритм самооценивания в 3-4 классе

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Как обучить детей порядку самооценки?

1. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

2. После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

3. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

4. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.

5. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки. Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. .

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет! Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Закончить сво? выступление хочу притчей по самооценке:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она неладна». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. А как вы ощущаете себя на работе? Выводы делать только вам.

С каким же вы настроением приступаете к работе, к новому учебному году? Оцените себя, выберите соответствующий смайлик и покажите на своём лице. Желаю вам творческих успехов и карьерного роста. Благодарю за внимание!

infourok.ru

Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

  • организационный момент;
  • повторение и проверка домашнего задания;
  • изучение нового материала;
  • закрепление изученного на уроке;
  • объяснение домашнего задания;
  • оценивание учеников.
  • Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

    Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

    Структура урока по ФГОС

    Краткое содержание, действия учеников

    Мотивирование на учебную деятельность

    Настраивает учеников на успешную работу

    Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

    Целеполагание, постановка проблемы

    В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

    Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

    Поиск путей решения проблемы

    Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

    Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

    Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

    Помогает, советует, консультирует

    Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

    Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

    Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

    У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

    Разъясняет, предлагает задания на выбор

    Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

    Консультирует, обосновывает оценки

    Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

    Благодарит учеников за урок

    Структура уроков разного типа

    Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

    Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

    Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

    • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
    • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
    • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
    • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
    • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
    • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
    • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
    • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
    • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
    • Структура уроков развивающего контроля

      Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

      Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

      Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

      Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

      Актуализация и пробное действие

      Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

      В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

      pedsovet.su

      Основные требования и идеи ФГОС на уроке

      «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

      Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

      Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

      Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

      Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

      Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

      Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

      Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

      Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

      Объявление темы урока

      Учитель сообщает учащимся

      Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

      Сообщение целей и задач

      Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

      Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

      Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

      Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

      Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

      Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

      Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

      Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

      Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

      Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

      Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

      Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

      Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

      Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

      Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

      Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

      Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

      Универсальные учебные действия

      Познавательные общеучебные, коммуникативные

      Регулятивные целеполагания, коммуникативные

      Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

      Практическая деятельность учащихся

      Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

      Познавательные, регулятивные, коммуникативные

      Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

      Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

      Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

      (учитель консультирует, советует, помогает)

      Коммуникативные, регулятивные коррекции

      Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

      Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

      Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

      Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

      Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

      Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

      Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

      Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

      Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

      На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

      • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
      • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
      • при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
      • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
      • Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

        Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

        Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

        Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

        При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

        Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

        В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

        Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Презентация "Самооценка обучающихся в свете ФГОС"

        Код для использования на сайте:

        Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

        Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

        После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

        2.Методика «Солнышко» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции. 2.Методика «Солнышко» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции. 2.Методика «Солнышко»

        • Я доволен уроком, потому, что…
        • Я не доволен уроком, потому, что…
        • 3.Методика «Оцени себя» Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения. 3.Методика «Оцени себя» 3.Методика «Оцени себя»

          4. Методика «Дерево творчества» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. 4. Методика «Дерево творчества»

          • — урок прошёл плодотворно
          • -пропавший день
          • -довольно неплохо
          • 5. Методика «Состояние моей души» Цель: развитие умений учащихся оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения

            • комфортно
            • уверен в своих силах
            • хорошо
            • плохо
            • 6. Методика «Радуга» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции. без ошибок №1 №2 1 ошибка 2-3 ошибки

              • №3

              7. Методика «Зажги огонёк» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции. 1 2 3 4 5 7. Методика «Зажги огонёк» 1 2 3 4 5

              • без ошибок
              • 1-2 ошибки 3 и более ошибок
              • 8. Методик «Смайлики» Спасибо за внимание.

                uchitelya.com