Таблица самооценки на уроках

Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах

Учитель английского языка, Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94» г. Перми

Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах.

Целью этой работы является описание приемов по развитию навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

Ключевые слова: самооценка, взаимооценка, самоконтроль, приемы.

Teacher of English, Individual Municipal Educational Institution » Secondary school № 94 » Perm .

Development of skills of self-esteem and self-control at English lessons in 2 nd forms.

The purpose of this paper is to describe techniques for the development of self-esteem and self-control skills for English lessons . Work has a practical application .

Keywords: self-esteem , self-control techniques .

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В процессе обучения английскому языку детям, как и взрослым, постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. Изучению роли самооценки в учебной деятельности посвящено много исследований, как в возрастной, так и в педагогической психологии младшего школьного возраста. Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость.

Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнение, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит своеобразный перенос различных свойств личности, и ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. От самооценки зависит характер его общения, отношения с другими людьми.

У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Самооценка служит и средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценки с возрастом повышается: самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, что связано с жизненным опытом, умственным развитием и стабилизацией уровня притязаний.

infourok.ru

«Организация контрольно- оценочной деятельности обучающихся на уроках английского языка.»

«Организация контрольно- оценочной деятельности обучающихся на уроках английского языка.»

Проблема оценки учебной деятельности – одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка напрямую связана с эффективностью образования: именно она является выражением качества обучения. От того, насколько современны средства оценки, как они связаны с целями, зависит успешность ученика в процессе обучения.

Ученик должен выступать полноправным участником оценочной деятельности, ему должно быть понятно, что и как будет оцениваться, и именно это позволит сформировать у него адекватную самооценку.

Система оценивания должна дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык, а также должна показывать динамику успехов учащихся, поэтому я прочитав разнообразную литературу по этой теме решила для себя систематизировать полученную информацию. Результат своей работы я хотела бы сейчас показать.

В своей работе для формирования самооценки я использую :

2.Памятки для оценивания основных видов деятельности на уроке

Для чего мне нужен лист самооценки ? Я составляю его для того чтобы:

— объективно оценить обучающихся в конце урока;

-научить обучающихся самооценке ;

-провести мониторинг результатов деятельности обучающихся, что выявит пробелы в знаниях, проблемы в усвоении отдельными учащимися изучаемого материала, и провести коррекционную работу;

— создать условия, при которых ученик был бы заинтересован не только в результате труда, но и в самом процессе учебной деятельности, что обеспечивает высокий уровень учебной мотивации.

Таблица самооценки разрабатывается в зависимости от темы, цели и задач урока. И включает :

-указание балла за его выполнение

-перевод балла в отметку

-вопросы для самооценки

Начиная работу с таблицей я с начало поясняла, как это делать.

Трудность с которой я столкнулась на первых порах, это нехватка времени, оставались не выполненные упражнения, постоянные объяснения отнимают время от урока, потом я стала учитывать в планировании урока время на самооценку. После многократных объяснений и повторений, ученики стали самостоятельно оценивать свою работу, после задания в соответствии с алгоритмом, предложенным в таблице и фиксировать в ней результаты.

Оценочный лист учащегося к УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева К.М. Баранова «Rainbow English» для учащихся 5 класса: «Tag — questions»

1.Complete the tag — questions.

Какое из предложений вызвало затруднение?

Над чем нужно поработать?

Предлагаемая мной таблица оценивания используется на уроках открытия новых знаний при первичном закреплении материала, отработке его и готовит обучающихся формулировать выводы путем заполнения таблицы, которая позволит им понять плюсы в своей работе и выявить западающие моменты.

Эффективность данной таблицы состоит в том, что учащийся имеет возможность анализировать свою деятельность после каждого этапа работы и планировать результаты своей деятельности в конце урока.

Ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен получать самостоятельно знания.

Наша гимназия работает по УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева К.М. Баранова «Rainbow English» в течении трех лет. В этом учебном году после посещенного семинара я стала использовать диагностические работы входящие с состав УМК «Rainbow English»,Они подготавливают учеников к новы формам оценивания учебных достижений. Диагностические работы я применяю при проведении рубежного контроля по окончании изучения темы, а также самостоятельно в целях самопроверки и самоконтроля. Задания разработаны в виде системы тестовых заданий, которые способствуют развитию способности к самооценки и самоанализу, в соответствии с современными подходами к оцениванию учебных достижений. В качестве объектов контроля в них выступают все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции. В ДР предлагаются задания для контроля метапредметных результатов обучения, достижение которых является требованием ФГОС.

После прохождения темы урока, ученики выполняют диагностическую работу по пройденной теме, ученики с начало выполняют задания, далее я раздаю листы с правильными вариантами ответов для самопроверки и перевода полученных баллов в отметку, после этого на обратной стороне листа они заполняют таблицу для самооценки в которой отмечают проблемы в усвоении отдельными учащимися изучаемого материала, и помогают провести коррекционную работу;

Следующий вид самооценки памятки. Критерии оценивания письменных работ, овладения чтением, устных ответов а также творческих письменных работ прописаны в программе по предмету «Английский язык». Когда я только начинала работать я проговаривала все критерии вслух перед выполнением каждого задания, со временем это вошло в систему, и ученики уже почти выучили их наизусть, но где-то все равно приходилось что-то вспоминать. Опять возникла старая проблема со временем, тогда я решила распечатать критерии как раздаточный материал на каждую парту. Пришлось потратить ещё время на объяснение, что же такое лежит у всех на парте. Все последующие уроки мы теперь не проговариваем критерии, а всего лишь находим нужное задание в критериях на парте и ученики самостоятельно по мере необходимости работают с ними. Плюс в такой работе я вижу в следующем:

-экономия времени перед выполнением задания (не надо проговаривать)

-помощь при самооценке выполненного задания (адекватно себя оценивают)

-влияет на качество выполнения домашнего задания (знает что нужно сделать чтобы получить пять)

Критерии оценивания работ обучающихся по предмету «Английский язык»

1.1 Критерии оценивания письменных работ.

За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

multiurok.ru

Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний на уроках иностранного языка

Из всех проблем, с которыми сталкиваются учителя, — это отсутствие у учащихся мотивации. Некоторые учителя решают эту проблему, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Но на мой взгляд этого бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Вот как раз в этом и помогает Европейский языковой портфель. Что это такое? Это личный документ, который позволяет учащемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Третий год я активно использую этот продуктивный ресурс в своей работе в классах с углубленным изучением английского языка. Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранными языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии.

При изучении иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. Первое– это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели.Второе– это коммуникативное владение языком в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы. Третьяцель самооценки – это лингвистическая компетентность – слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности.

Под словом рефлексия мы понимаем сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи (контроль) или после выполнения (оценка). ЕЯП вовлекает учащихся во все эти три вида рефлексии.

Формированию необходимых навыков в рефлексии эффективно и помогает российский вариант европейского языкового портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, Общеевропейские концепции владения иностранным языком, Европейский языковой портфель.

ЕЯП выполняет следующие функции:

1) Социальная. ЕЯП демонстрирует способности владельца этого портфеля по иностранным языкам. Портфель служит в качестве приложения к аттестатам и дипломам, предоставляет дополнительную информацию и конкретные свидетельства её/его достижений в области иностранного языка.

2) Педагогическая.ЕЯП разработан так же для того, чтобы сделать процесс обучения прозрачным для учащихся. Он помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. В этом случае учащиеся постепенно всё больше ощущают свою ответственность за учёбу. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способствовать развитию автономности учащегося в изучении языков на протяжении всей жизни.

Итак, языковой портфель — это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. В паспорте учащихся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и результатах, межкультурных контактах.

В языковой биографии содержатся дескрипторы, то есть параметры, по которым уточняется и оценивается (учеником и учителем) уровень владения учащимся иностранным языком. Дескрипторы российского языкового портфеля применительно к разным видам речевой деятельности ориентированы по ситуации аутентичного межкультурного общения.

В языковой биографии учащийся определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки. Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть (в типах самооценки учащийся заполняет графы 1 и 3 по изучаемому языку). Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и недостатки и наметить путь устранения последних. (Он заполняет графу 2). (Приложение №1)Отбор провожу в течение одного года на протяжении 3 лет обучения.

Какие этапы работы определяю я в своей работе с ЕЯП?

1) В начале учебного года учащиеся определяют свой языковой уровень. У кого-то он остался прежним, а кто-то его повысил. Самооценка у учащегося стала более объективной на основе опыта с портфелем.

2) Учащиеся определяют на каждую четверть тот дескриптор, над которым будут работать самостоятельно. В назначенный урок они должны представить результат своей групповой или индивидуальной работы в виде презентации. (Приложение №2Приложение №2 (часть 2)).

Информационная презентация – это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации с использованием демонстрационных средств: текстовых материалов, фотографий, рисунков, диаграмм, звукового сопровождения и даже сделанных своими руками вещей. Поэтому первое, что характерно для презентации, — изложение своей темы стоя. Сам факт, что Вы стоите перед слушателем – это преодоление психологического барьера. Я пытаюсь убедить учащихся, что выступающий человек должен быть интересен аудитории не только содержанием своего выступления, но и манерой поведения, способностью привлекать к себе внимание. Поэтому подобная форма работы воспитывает в ученике уверенность, умение владеть аудиторией, не говоря уже том, что учащийся реализует свою собственную цель: показать результат своей 2-х месячной работы. В решении данной задачи мне помогла книга “English on Business” Gerald Lees и Tony Thorne [1]. В ней прописаны основные этапы подачи презентации, что оказало большую помощь учащимся в выступлении (как обращаться к аудитории, как правильно расставить акценты на содержании, как быть готовым отвечать на вопросы при обсуждении и как завершить свою презентацию).

В начале учебного года перед определением нового языкового уровня учащиеся делают свой собственный анализ на тему: “Я уже умею…”, в котором описывают свои умения по тем дескрипторам, над которыми они уже работали. Им предлагается поработать в группах, обменяться мнениями, определить общие и отличительные стороны их анализов и представить своё общее выступление классу. (Приложение №3).

Уровень В2 в разделе “Чтение” содержит дескриптор: “Я умею использовать для понимания и интерпретации художественного текста содержащиеся в нём образы, метафоры и взаимосвязь событий”. Поэтому я определила необходимым дать основы анализа литературы, используя учебник “Alabama High School Graduation Examination in Reading” [2]. Глава, посвящённая данной теме состоит из 6 тем. После тщательного теоретического и практического разбора темы результатом является групповой анализ учащихся предложенного им текста. (Приложение №4). К концу 11-го класса мы завершим теоретический и практический курс и учащиеся смогут подготовить свою презентацию по данному дескриптору.

Меня спрашивают, как я нахожу время для Портфеля в учебном процессе и как можно совместить работу с Портфелем и одновременно по учебнику? Но ответ и состоит в том, что ЕЯП поддерживает любую программу иностранного языка, которая нацелена на развитие коммуникативных умений учащихся. Цели всех коммуникативных программ могут быть переформулированы в терминах дескрипторов “Я умею…”, составляющие основу самооценки учащегося в Паспорте. Более того, педагогическая функция Портфеля, о которой я говорила выше также расставляет акценты на развитие учебной способности и критического мышления, что включено во многие государственные и региональные программы.

Невозможно переоценить тот банк учебных материалов, который создаётся самими учащимися в печатном, электронном виде и видео. Самые первые презентации снимались на видеокамеру, что сейчас является пособием, как надо и как не надо делать. Вновь начинающим не нужно много объяснять, достаточно посмотреть и проанализировать. Самые лучшие презентации являются настольными пособиями для учащихся в классе.

Таким образом, концепция языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном обучении.

Он повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этого документа совершенно очевидна.

Европейский языковой портфель был задуман и реализовывается, прежде всего, как инструмент самооценки учащегося на всех описанных и стандартизированных уровнях, основанных на коммуникативном подходе (А1 – С2вм. советских уровней – со словарем или свободно). Разработка проекта велась с 1993 по 1996 год под эгидой швейцарского национального института. В 2003 году были окончательно выработаны «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение. Обучение. Оценка» и состоялась конференция с соответствующим тематическим названием. Основой проверки в системе тестов стали: беглость речи, гибкость, уместность использования языкового материала, состоятельность коммуникативного акта. С недавних пор существует и языковой портфель на русском языке, прошедший аккредитацию в Совете Европы в Страсбурге. Есть версии его как для детей (русский язык общего владения: начальная школа, средняя школа), так и для взрослых (модули: для филологов с профессиями преподавателя РЯ и переводчика). Перевод был осуществлен Московским государственным лингвистическим университетом; аппробация прошла в апреле 1998 – декабре 2001 года. В пилотном проекте участвовали 12 регионов России (41 учебное заведение, от школ до вузов; 1080 учащихся в возрасте от 15 до 22 лет). Русский Портфель был также согласован с Минобразования РФ. Основные вопросы, которые задаются при заполнении элементов Языкового портфеля: — где и когда изучался иностранный язык; — как происходил процесс изучения (обучения): самостоятельно, при участии преподавателя; — каков (в соотв. с имеющимися таблицами параметров) уровень владения иностранным языком. Европейский языковой портфель учит анализу учебного процесса всех его участников и способствует большей прозрачности контроля результатов системы обучения. Функции языкового портфеля: — социальная (он не заменяет аттестат зрелости или диплом, а расширяет их; способствует внедрению в реальную жизнь решений Болонского процесса: мобильности учащихся и учения без возрастных границ (Lebenslanges Lernen), делает содержание образования по языкам более прозрачныи и дает возможность соотнести результаты обучения в различных странах); — педагогическая (процесс изучения иностранного языка более прозрачен для учащегося, что способствует мотивации даже самых слабых студентов, развивает самооценку и творческое отношение к обучению, дает ощущение автономности и ответственности за результат процесса обучения; делается акцент не на отдельных ошибках, а на состоявшемсяпроцессе коммуникации в целом); — политическая (решение 4-х задач: сохранение языкового и культурного многообразия; формирование языковой и культурной толерантности по отношению к представителям иных культур; развитие многоязычности; воспитание граждан демократического общества). Пилотный проект по использованию Европейского языкового портфеля был запущен в 1997 – 2000 годах в 15 странах Европы, включая Россию и Словению, под эгидой Европейского совета языков, Ассоциации тесторов Европы (ALTE); проходил проект как на курсах для взрослых, так и в школах. Языковой портфель состоит из тре х основных компонентов: Языкового паспорта, Языковой биографии и Языкового досье. Кроме того, есть два дополнительных компонента: Приложение к трудовой биографии и Приложение к диплому. Он прикладывается к Заявлениям о приеме на работу или иным документам в качестве подтверждения владения иностранными языками.Европейский языковой портфель

В МГЛУ в рамках инновационно-образовательной программы «Лингвапарк» был реализован перевод Европейского языкового портфеля (ЕЯП) на киргизский язык, который состоит из трех частей: Языковой паспорт. Языковой биография. Досье. Составители: д-р пед. наук, акад. РАО, проф. И.И. Халеева, В.К. Шлег, канд. филол. наук, проф. К.М. Ирисханова; Перевод на киргизский язык: канд. филол. наук Ж.С. Байтерекова; Под редакцией В.К. Шлег

«Европейский языковой портфель» для России разработан в рамках проекта Совета Европы по швейцарской модели. ЕЯП призван способствовать формированию единого образовательного пространства в области овладения современными языками Европы.

ЕЯП для России адресован всем учащимся, которые изучают любые неродные языки:

— иностранные языки (например, английский, немецкий, французский, киргизский и др.);

— русский (неродной) язык, но государственный (например, в учебных заведениях с этническим компонентом содержания образования);

— неродной (нерусский) язык (например, татарский язык в русских школах Татарстана и др.).

Используя ЕЯП, Вы получите возможность сопоставить свой уровень владения неродными языками с европейскими нормами, а самое главное – определить наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений в области овладения ими. Все это в целом поможет правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками.

ЕЯП теперь принадлежит Вам, впишите в него свою фамилию, имя и отчество и вклейте свою фотографию.

ЕЯПсостоит из трех частей: «Языкового паспорта», «Языковой биографии» и «Досье». «Языковой паспорт» представлен в ЕЯП отдельным документом. Он признается Советом Европы в качестве документа, отражающего Ваши достижения в изучении иностранных языков, и может использоваться Вами при продолжении учебы или поиске работы в европейских странах.

Сначала обратитесь к «Языковому паспорту». «Языковой паспорт» содержит «Таблицу самооценки», шесть таблиц «Языковые навыки», каждая из которых предназначена для одного из обучаемых Вами языков, формы «Информация об изучении языка и опыте межкультурного общения», «Свидетельства и дипломы». Внесите в «Языковой паспорт» данные о себе.

Внимательно изучите «Таблицу самооценки». После этого заполните таблицы «Языковые навыки». Для этого вам необходимо закрасить в таблице те ячейки с обозначением уровня владения языком, которые соответствуют, по Вашей оценке, уровню владения тем или иным неродным языком. Например, если ознакомившись с таблицей самооценки, Вы пришли к выводу, что английским языком владеете в рамках понимания устных сообщений на уровне В1, обозначьте это в таблице следующим образом:

studfiles.net

Развитие самооценки учащихся на уроках математики

Муниципальное образовательное учреждение

Чухломская средняя общеобразовательная

Школа – образовательный центр района

Развитие самооценки учащихся на уроках математики

Школьное методическое объединение учителей математики

Сборник методических разработок, выпуск 2

«Развитие самооценки учащихся на уроках математики»

Чухлома. Издательство «ШКИТ» -2010 год

Экспертиза педагогического совета

Введение. Развитие самооценки учащихся

Приемы развития самооценки на уроках математики

Использование оценочных листов

на уроке математики

Развитие самооценки на уроках обощающего повторения

I. Введение. Развитие самооценки учащихся

Предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт.

В сборнике представлены материалы, по развитию самооценки на уроках математики, собранные и используемые учителями школьного методического объединения математики МОУ Чухломская СОШ имени

самооценки на уроках математики

Учитель математики I категории

учитель математики I категории

Успешность обучения математике во многом зависит от единства целей учителя и учащихся, поставленных совместно в начале темы, и четкого анализа успешности обучения от урока к уроку. Для того чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль (итоговый, промежуточный или пооперационный) – и он выполняет в этом смысле функцию обратной связи.

В процессе обучения, важным этапам – является этап совместного определения цели.

Таблица №1 « Мои цели» используется на уроках любого типа. В своей практике мы используем данную таблицу на урокам изучения нового материала, а также на уроках обобщения, систематизации и коррекции знаний. В течение урока учащиеся обращаются к ней дважды, в начале урока и в конце, при подведении итогов.

Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике. Одной и той же таблицей можно пользоваться в течение пяти уроков.

pandia.ru

Достижение личностных результатов на уроках ОРКСЭ — копия

1. Достижение личностных результатов на уроках ОРКСЭ

результатам освоения основной

образовательной программы и определяет

три группы результатов.

1. Формирование основ российской гражданской

— чувства гордости за свою Родину, российский

народ и историю России,

— осознание своей этнической и национальной

— формирование ценностей многонационального

— становление гуманистических и демократических

2. Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и

3. Формирование уважительного отношения к иному

мнению, истории и культуре других народов;

4. Овладение начальными навыками адаптации в

динамично изменяющемся и развивающемся

5. Принятие и освоение социальной роли

обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла

6. Развитие самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

7. Формирование эстетических потребностей,

ценностей и чувств;

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и

понимания и сопереживания чувствам других людей;

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения

не создавать конфликтов и находить выходы из

10. Формирование установки на безопасный, здоровый

образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

происходит через формирование

учебные действия обеспечивают

ценностно-смысловую ориентацию учащихся

т.е. умение соотносить поступки и события с

принятыми этическими принципами, знание

моральных норм и умение выделить

нравственный аспект поведения, а так же

ориентацию в социальных ролях и

УУД играет подбор содержания,

а также разработка набора наиболее

эффективных, ярких и

интересных учебных заданий

размещены в электронном

каталоге издательства на сайте

по педагогическим целям, задачам,

требованиям к достижениям

конечных результатов; в системе

содержательных, понятийных и

ценностно-смысловых связей с

предметами начальной школы.

•Содержание учебников согласовано с

•Выдержана единая структура всех

установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, т.е. ответ на вопрос

«какое значение, смысл имеет для меня учение».

представление о самом себе

что во мне хорошо, а что

плохо?, что я хочу?, что я

могу?, что я делаю с

удовольствием?, что у

меня получается хорошо?

представление о семейной и

социальной роли , осознание

этнической принадлежности и

Уроки 1 и 30 во всех модулях

ОПК – урок 28 «Защита Отечества»,

урок 29 «Христианин в труде»,

МРК – уроки18-19 «История религий в России»

СЭ – урок 26 «Образцы нравственности в

ОИсК – урок 18 «История ислам в Росси»

ОИуК – урок 18 «Иудаизм в России»

ОБК – урок 18 «Буддизм в России»

что в обществе культурные различия не

стираются в процессе ассимиляции, а

сохраняются, подобно ингредиентам в

(Уроки 1 и 30 во всех модулях)

1. Человек, ребёнок, мальчик, девочка

2. Семейная роль — сын, дочь, внук, внучка

3. Социальная роль — ученик

4. Житель региона – сибиряк, москвич…

5. Представитель национальности – русский,

6. Гражданин — россиянин

Дети получают листы

внутри матрёшек, так

только один силуэт

записывает на нём

в группе. Решение

представление человека о своей личности, оценивание себя и

собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков,

возможностей, способностей. Для формирования

самооценки необходимо сравнение с образцом.

ОПК – урок 10 «Совесть и раскаяние»,

МРК – урок 10 «Понятие греха, раскаяние и

СЭ – урок 21 «Стыд, вина, извинение»,

урок 23 «Совесть»

Приём «Чтение с остановками»

Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть

небольшой рассказ или притча.

Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно

разбить текст на 2-4 смысловые части.

1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова

обсуждается только заглавие произведения.

Обсуждение может идти по-разному.

— Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с

ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ (притча).

— Прием «Дерево предсказаний», с помощью которого ученики

фиксируют свои предположения.

— Прием «Корзина идей» — также позволяет собрать все

предположения, касающиеся содержания произведения.

текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок

был логически законченным, при этом давал простор для

воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в

— вопросы по тексту

Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню

сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего

использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы".

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается

первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом на стадии рефлексии.

Жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а

на его место пришёл бы другой, подобрее.

Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что ещё он придумал.

Когда все собрались, царь встал и сказал:

— Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам

отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!

И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые

пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу,

выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтение богатому или сильному, как делал раньше.

Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:

— Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым?

Что заставило тебя так резко перемениться?

— Вопрос твой — разумный, и я на него отвечу. Шёл я однажды по лесу и увидел, как пёс за лисицей

гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от

боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни. А пёс вернулся к себе в деревню. По

дороге проезжал всадник. Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и

перебил ему спину. Пополз пёс на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно

пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился

и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу. И вот, увидев всё это, сказал я себе:

«Бог каждому воздаёт по заслугам. На добро отвечает добром, на зло — злом».

МОИ КАЧЕСТВА, КОРОТЫМИ

МОИ КАЧЕСТВА, ОТ КОТОРЫХ

Я ХОТЕЛ БЫ ИЗБАВИТСЯ.

Смысл и мотивы учения

Средством открытия смыслов может выступать диалог.

Вопросы смыслообразующего диалога

1. Почему выбрали этот модуль?

2. Зачем нужен этот предмет?

3. Что мы будем здесь изучать?

4. Что бы я хотел узнать ? (ответить письменно на

последней странице и сделать «секретик»).

Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и

крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой

красивый, — поэтому он принёс камушек домой.

Дети — везде дети! Они играли с камушком до тех пор, пока он им не надоел, после чего оставили на окне

и забыли про него.

Один монах, странствующий, проходя через горы, искал себе ночлег, и крестьянин пригласил его к себе

домой. Монах принял пищу, предложенную хозяином, после чего они поболтали, так как монах был

путешественником и знал множество новостей обо всём на свете. И, как бы между прочим, монах сказал:

— Что ты тут делаешь? Я знаю место, где можно найти алмазы прямо на берегу реки. И, приложив немного

труда, ты мог бы сказочно разбогатеть. Работая же на своей земле в поте лица, ты всю жизнь будешь

трудиться. Зачем тратить жизнь впустую?

На следующее утро монах ушёл, но в ум крестьянина он заронил надежду, которая переросла в желание,

полностью захватившее бедняка. Не зная, что это за река, он продал свой участок и пустился на поиски. На

прощание он сказал жене и детям:

— Вы должны подождать меня, самое большее, лет пять, и я вернусь богатым!

Он усердно трудился, но и через пять лет не нашёл того места, где алмазов было бы так много, что

добывать их не составило бы труда. Однако за эти пять лет он твёрдо и чётко усвоил, что такое алмаз.

И вот, когда он вернулся домой и приблизился к своей хижине, то не поверил глазам — редчайший и

величайший алмаз, который можно было вообразить, лежал, заброшенный и забытый всеми, на

подоконнике его дома.

И тогда он вспомнил, как его нашёл.

Финальная работа по тексту. Можно разделить класс на группы и для каждой подобрать

свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в

виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку.

25. Анализ – поиск смыслов.

— Какие эмоции вызывает у тебя.

— Что запоминается больше всего.

— Какое отношение у тебя к.

— Как думаешь, что хотел сообщить зрителям.

— Зачем автор выбрал такой сюжет.

— Ты хочешь сказать, что…?,

— Ты имеешь в виду …?.

В окончании вопроса учитель может

добавить более точную, исправленную

— Что привлекает твое внимание.

— Как привлекается внимание к …?

— Правильно ли я понимаю, что…?,

— Какие мысли вызывает у тебя.

30. Задание в группах (для 4-х групп)

картине на евангельские сюжеты.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря,

А.А.Иванов. Явление Христа народу,

Н.Н. Ге. Христос и Пилат (Что есть истина?),

Антонио да Корреджо. Поклонение пастухов.

картины, назвать сюжет и на доске

выложить их в хронологическом

Нравственное развитие личности

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

Представляет собой действия в ситуации, содержащей

— выделение морального содержания ситуации( выделение

— ориентацию на мотивы поступка участников

— идентификацию моральных чувств и их осознание.

en.ppt-online.org

Оценочная деятельности на уроках английского языка

Проблема оценивания не только на уроках английского языка, но и на дргих предметах, была и остается актуальной в наше время. Оценочная система (2, 3, 4, 5) требует пересмотра. В данной статье предлагаю накопительную (бальную) систему оценивания, которая, на мой взгляд, позволит гораздо точнее и проще оценить учащихся, выявить их проблемы.

Просмотр содержимого документа

«Оценочная деятельности на уроках английского языка»

Оценочная деятельность на уроках английского языка

На современном этапе развития общества меняется подход к образованию, поэтому проблема оценивания деятельности учащихся была и остается актуальной. Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной деятельности.

В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самоконтролю и самооценки. В результате этого, на первый план выдвигаются следующие функции:

-создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

-стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;

-обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;

-создания ситуации успеха для каждого ребенка,

-поддержание общего позитивного эмоционального фона;

— проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя. Педагогу важно, чтобы учащийся был субъектом в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса; важно, чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности

Ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.

Многие ВУЗы уже перешли на рейтинговую систему, в основе которой лежит накопительная бальная система. Предлагаемая мной бальная система оценивания готовит обучающихся формулировать выводы и заполнять функциональную таблицу, которая позволит учащимся понять плюсы в своей работе и выявить западающие моменты.

Эффективность данной системы состоит в том, что учащийся имеет возможность анализировать свою деятельность после каждого этапа работы и планировать результаты своей деятельности в конце урока.

И что очень важно, еще в начале урока учитель создает обучающимся условия, при которых они испытывают ситуацию успеха, так как они уверены в получении только положительных результатов деятельности. Таким образом, рождается необходимая учащимся мотивация. В процесс оценивания вовлекаются сами учащиеся и становятся активными участниками в нем. Новые подходы в образовании предполагают и новую систему оценивания.

Предлагаю вашему вниманию следующие примерные листы самооценки, которые сама разрабатываю в зависимости от поставленной цели урока и успешно применяю их на практике.

Оценочный лист учащегося к УМК В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа «English 5» для учащихся 5 класса: «We must help people around us»

Evaluation card Surname ____________ Date _______________

multiurok.ru

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.

Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.

Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.

Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.

Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.

Для работы в группах характерными признаками являются:

  • Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
  • Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
  • Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
  • Равноправное участие каждого в работе группы.
  • Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
  • Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
  • Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.

    Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

  • Определить цели и задачи урока:
    • какие знания учащиеся должны усвоить;
    • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
    • какие качества будут проявлять;
    • какие чувства будут выражать;
    • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
    • Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
    • Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
    • Продумать методы создания групп.
    • Выбрать помощников (руководителей групп).
    • Определить этапы работы групп.
    • Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
    • Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
    • Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
    • Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
    • Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

      Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

      Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

      Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

      Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

      Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

      Рекомендации по созданию групп

      1. Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия учебных материалов, специфике задания.
      2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.
      3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников (см. приложение 1).
      4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж (см. приложение 2).
      5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
      6. Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке

        1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
        2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
        3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
        4. Необходимо выдерживать график работы групп.
        5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
        6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

        • Что удалось сделать?
        • Почему?
        • Что не удалось сделать?
        • Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

        Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

      7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
      8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

      Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

      С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

      Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

      Изучая в 11 классе на уроках обществознания тему «Цивилизации прошлого», мною были подготовлены уроки с использованием групповой работы учащихся. Класс разделился на 4 группы, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:

      1 группа – Древние цивилизации Востока

      2 группа – Древние цивилизации Европы

      3 группа – Цивилизация эпохи средневековья

      4 группа – Индустриальная цивилизация.

      Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2-3 недели до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.

      Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты и кроссворды).

      Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить новый материал (например, историческое лото).

      На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).

      Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.

      Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.

      Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют ребят, оценивая их работу.

      Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.

      В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя «плюсы» и «минусы» своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.

      Если позволяет время, ребята проводят игру по изучаемой теме и показывают творческие задания.

      Так как урок очень насыщен, необходимо иметь в программе не один, а два урока по данной теме (это предполагает программа Л.Н.Боголюбова по обществознанию в 11 классе).

      В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и каждого ученика на уроке.

      В ходе урока руководители групп заполняют «рабочий лист», где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке (см. приложение 3).

      Анкетирование учащихся 11 классов показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.

      Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

      Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

      Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

      Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

      В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

      В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

      В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

      В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

      Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.

      Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

      Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.

      Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.

    • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
    • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
    • Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
    • Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
    • Преаодавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5.
    • Завуч.2003, №2.
    • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai