Приемы самооценки учащихся на уроке по фгос

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе

Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. (Слайд 3)
  • Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

    Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

    Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. (Слайд 4)

    Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. (Слайд 5 — 6)

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

    • помогает снять чувство усталости;
    • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
    • усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 7)
    • Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый — мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики — игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

      Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

      Работа с тренажерами

      На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. (Слайд 11)

      Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

      во время устного счета (на уроках математики);

      • при закреплении нового материала;
      • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
      • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
      • Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.

        Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

        Развитие универсальных учебных навыков

        Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.

        Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

        В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа.Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

        • полное внимание к однокласснику;
        • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
        • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
        • Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

          Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

          Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

          Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” (Слайд 16), должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. (Слайд 17)

          Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

          • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
          • активизиция познавательной сферы обучающихся;
          • повышение положительной мотивации обучения;
          • использование как средства самообразования;
          • повышение уровня знаний;
          • осуществление проектной деятельности младших школьников.
          • Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. (Слайд 18-19)

            Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

            Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку (Слайд 20). Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

            Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

            Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            30 способов проведения опроса на уроке

            Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаем ознакомиться с некоторыми, наиболее популярными способами проведения опроса на уроке.

            1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист "двухэтажный", так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности.

            Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

            2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

            3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

            4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

            5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям. Читайте статью Взаимоконтроль и взаимопроверка на уроке: правила проведения.

            6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.

            7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или .

            Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

            8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

            9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

            10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт. Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.

            11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.

            Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

            Например, на уроке истории сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.

            В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

            Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

            12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

            Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.

            Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

            П — " Я могу доказать это на примере. "

            13. Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.

            14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и "лишние". Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

            Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.

            Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Читайте Как сделать трафарет в презентациях.

            Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но есть и имена героев и из других его произведений. Вопрос: Отметьте всех героев романа "Евгений Онегин".

            15. Аукцион. Задается тема аукциона, например, "Страны Африки". Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.

            Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.

            16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

            Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.

            17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

            Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.

            18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

            Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.

            19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

            Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

            Для более успешного и эффективного опроса во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.

            20. "Угадай-ка". Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

            Учитель задумывает слово. Например, известная историческая личность. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

            Пример использования: загадан император Николай II.

            Это русский царь? — Да.

            Он из династии Романовых? — Да.

            Он жил в XVIII веке? — Нет.

            И так далее, пока не будет отгадано слово.

            Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

            Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

            21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

            22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.

            Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос.

            Например, вопрос: Назовите произведения Ж. Верна.

            Фразы "Отцы майора Васильева", "Мистический материк", "Восьмилетний штурман" и т.д.

            23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

            24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

            Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

            25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.

            Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.

            Например, на уроке химии задается вопрос "Применение железа". Учащиеся не просто отвечают "в производстве", а приводят конкретные примеры.

            26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

            Например, на уроке биологии нужно восстановить цикл произрастания дерева из семени.

            Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы.

            27. Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

            28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.

            29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети стали относится намного внимательнее.

            30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

            Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.

            Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время вы планируете отвести для него.

            Мы перечислили лишь 30 способов проведения опроса на уроках. А какие приемы используете вы?

            pedsovet.su

            Формы и методы обучения по ФГОС

            ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

            Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

            Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

          • Тип "урок усвоения новых знаний".
          • Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
          • Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
          • Тип "урок обобщения и систематизации".
          • Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
          • Тип "урок коррекции ЗУН".
          • Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
          • Классификация форм уроков

            • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
            • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
            • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
            • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
            • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
            • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
            • Интегрированные уроки.
            • Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

              Классификация методов

              В методике приводится следующая классификация методов обучения:

              • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
              • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
              • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
              • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
              • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
              • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
              • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
              • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
              • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
              • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
              • Выбор метода зависит от многих условий:

              • цели обучения;
              • уровня подготовленности учащихся;
              • возраста учащихся;
              • времени, отведенного на изучение материала;
              • оснащенности школы;
              • теоретической и практической подготовленности учителя.

              Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

              Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

              pedsovet.su

              Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

              В статье дан теоретический материал по самооценке. Приведены примеры методов и приемов по формированию самооценки и самоконтроля, а также диагностика уч-ся 1-4 классов.

              Содержимое разработки

              учитель начальных классов

              МБОУ «Вилегодская средняя

              ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

              ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Главной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.

              Каждый человек хочет быть счастливым. Учительское счастье — это любознательные ученики, которые хотят и умеют учиться. Тема моего выступления: «Приёмы формирования самооценки в начальной школе».

              Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь…)

              Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед».

              Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

              Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

              Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Самооценка играет важную роль в повышении качества образования, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

              Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности и позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Она

              не имеет травмирующего характера;

              сохраняет интерес к обучению;

              снижает психологический дискомфорт, тревожность;

              создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

              является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

              Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабое развитие умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Поэтому я начала поиск эффективных способов организации оценочной деятельности, начиная с первого класса, т.к. каждый школьник должен понимать

              что нужно оценивать,

              какие формы оценок существуют.

              Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

              Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.

              В моём классе большинство учащихся при поступлении в школу имели заниженную или завышенную самооценку. (рис. №1)

              В работе с детьми, начиная с 1 класса, уделяю внимание формированию адекватной самооценки и использую следующие методы и приемы.

              Методика «Лесенка» Веры Григорьевны Щур (рис. №2)

              Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

              «Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман в книге «Оценка без отметки», являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

              позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного)

              удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом

              помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке)

              С первых уроков обозначаем сво? настроение. Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия стала основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради обозначают сво? настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики, знаки ! +? или кружки с цветами светофора.

              ! — «Я понял все», «отлично»;

              + — «Не совсем усвоил, сомневаюсь», «допустил 1-2 ошибки»;

              ? – «Не понял», «много ошибок»

              «Светофор» или смайлики (рис. №4)

              — красный – я не знаю, прошу помощи,

              — желтый– сомневаюсь, не уверен,

              — зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

              В течении всего обучения в 1 классе учащимся на уроках за активность, а в конце рабочего дня и за дисциплину выдаются цветочки. Затем, в конце дня, они обмениваются на закладки. (рис. №5)

              Солнышко – был активен, дисциплинирован и набрал 8-10 цветочков

              Солнышко с тучкой – набрал 4-7 цветочков

              Тучка – 2-3 цветочка

              Уже во втором классе за прилежание и поведение дети оцениваются по совместно разработанным критериям и аргументируют выставленную самостоятельно оценку на «пятиминутке», обсуждают с одноклассниками.

              Во 2-3 классах мы учимся оценивать по критериям, разработанным совместно.

              Учимся сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Сравнить с эталоном, подчеркнуть то, что получилось как образец.

              – Что ты узнал на уроке?

              – За что себя можешь похвалить?

              – Над чем еще надо поработать?

              – Какие задания тебе понравились?

              – Какие задания показались трудными?

              – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

              –Над чем надо еще работать?

              –Какие цели были реально достигнуты?

              –Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

              – Успешно ли вы с ним справились?

              –Трудно ли было проверить себя?

              –Как ты сможешь проверить себя сейчас?

              –На что будешь опираться?

              –Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

              –Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

              –Какую задачу можно для себя поставить?

              – Как бы вы оценили свою работу?

              Учимся признавать свои ошибки и достижения. Уже во втором классе дети учатся работать с оценочными листами. (рис. №6,7)

              Оцени себя на уроке

              Подчеркни фразы, характеризующие твою работу на уроке

              videouroki.net

              Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.

              Просмотр содержимого документа

              «Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.»

              Булавинцева Елена Александровна

              учитель начальных классов,

              Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе

              Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

              Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

              А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

              Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

              Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

              Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения.

              Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

              Формирование адекватной самооценки — важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего — ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

              Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки.

              Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно — помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

              Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

              Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

              Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

              У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.

              Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

              Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

              Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

              Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

              Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

              Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

              Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Вторые, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи, тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

              Самооценка школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.

              Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

              Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

              умение перед началом работы спланировать ее;

              умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

              умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;

              умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;

              умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

              Данные показатели формируются у каждого ученика индивидуально.

              Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает е? со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем реб?нку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на не? совершенно другими глазами, он начинает е? видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

              Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в ч?м они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.

              Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание:

              Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

              1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из тр?х цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

              -красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

              — ж?лтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

              — зел?ный — благополучия: мне вс? ясно, я с этим справлюсь.

              Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

              2. Светофор, другой вариант той же методики, да?т возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же тр?х цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, ж?лтую или зел?ную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).

              Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улы­бающееся лицо.

              Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

              Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

              «Солнышко улыбается» — Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

              «Солнышко серьезное» — Я СТАРАЛСЯ.

              «Тяжелые тучи» — Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

              — позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).

              1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

              2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

              4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)

              6. «Карточка самовнушения»

              «Красный цвет» — цвет активности;

              «Белый цвет» — цвет успеха;

              «Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.

              Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.

              Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещ? один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.

              7.Линеечки, пятиуровневая шкала

              После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещ? один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

              Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

              8. Методика «Радуга»

              Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.

              9.Методика «Древо творчества».

              Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».

              9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»

              Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

              С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .

              Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.

              С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.

              12. «Сосед по парте»

              Работу целесообразно проводить двумя способами:

              1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недоч?ты.

              2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем ид?т обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

              Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

              — осознанное восприятие учащимися учебного материала,

              — понимание границ своих знаний;

              — в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

              — уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

              -умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я»;

              — повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

              Также, я хочу предложить вашему вниманию результаты диагностики уровня самооценки учащихся моего класса. Для исследования самооценки первоклассников я использовала экспериментальную процедуру, предложенную французским психиатром Де Греефе. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки.

              multiurok.ru