Особенности самооценки человека

Особенности самооценки человека

Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов [4].

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меняются ее представления о себе и отношение к себе. Все, что сложилось в личности, возникло благодаря совместной деятельности с другими людьми и в общении с ними, поэтому основными источниками оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе и социальные реакции на какие-то проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку, безусловно, влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные. Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости оттого, каков он. Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе [20].

Самосознание и самооценка в социуме играют если одну из главных ролей в формировании личности. Самосознание и самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов — в первую очередь — общения с окружающими.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими [9].

Самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. На формирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка — его семья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке — это частные самооценки.

Интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки — себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки — эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и на свои собственные. Знать себя — непременное условие для того, чтобы достичь целей, которые ценны и важны. Именно по этому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста [17].

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество — как иногда называют подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем— черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Младшие подростки особенно не размышляют о своих достоинствах. Но со временем возникает стремление разобраться в особенностях своей личности в целом — и в своих минусах, и в своих плюсах. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе — характерная особенность подростка [15].

Преобладающие образцы для подростков — реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожи, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Сверстника подростков привлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако очень важно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избирает образцом на который стоит равняться, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживает во взрослых делах и во взрослых отношениях, и поставить себя на его место подростку еще трудно. И вообще взрослый — это образец, практически трудно досягаемый для подростка, а сверстник, особенно одноклассник, близок ему во многих отношениях. Сверстник — это своего рода мерка, которая позволяет подростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого, его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, на него можно прямо равняться. Это очень важно, так как равняться прямо на взрослого подросток часто не в состоянии.

Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе — ниже того, что есть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного рода математических задач. Сообразительность — важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые — учителя и родители — склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков [8].

Таким образом, самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не является конечным, так как личность развивается, меняются ее представления и взгляды.

Самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе.

studbooks.net

Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Рушина М.А., Орлова А.В.

В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте . Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения . Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на гендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки , какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.

PECULIARITIES OF SELF-ESTEEM AND SELF-ATTITUDE IN ADOLESCENCE

The paper presents the results of the research devoted to the study of gender characteristics of selfesteem and self-attitude in adolescence . Namely, the work considers the theoretical framework of the study and some empirical results of self-assessment and selfattitude. Adolescence was not chosen by chance. It is at this time that there happens a qualitative transformation of consciousness, when the former, children’s and adolescents’ self-image changes and becomes more mature, objective. The analysis of the literature showed that the problem of identifying the level of self-esteem and self-attitude still remains topical and one of the most studied, especially because the work was focused on gender differences. When there were questions about the study of self-comprehension of the person, the task of reconstruction of the ontogenesis of the conscious self was solved through observing the children and through the analysis of graphic images and texts. Since the 1930s the interest in the study of consciousness has increased dramatically and still has not subsided. As a rule, the subject of such studies are the structure and components of self-consciousness, i.e. how the individual perceives and describes him/herself, what properties of the body and the personality he/she realizes more clearly; mental processes and operations with the help of which the individual realizes, evaluates and defines him/ herself and his/her behavior; the psychological functions of self-consciousness, i.e. how adequate the self-image and personal self-assessment are, what role they play in the self-regulation of behavior.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Рушина М.А., Орлова А.В.,

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте»

?ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

М.А. Рушина, А.В. Орлова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению тендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на тендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.

Ключевые слова: гендер, самооценка, юношеский возраст, самоотношение

Проблема изучения самооценки и самоотношения личности является актуальной, особенно для тех людей, которые сами пытаются повысить свой жизненный уровень и изменить свою самооценку. К настоящему времени исследованы многие вопросы, касающиеся сущности и структуры самосознания. Ряд авторов определяют суть самосознания (Ю.Б. Гиппенрейтер [5], В.В. Столин [18], Л.Д. Сто-ляренко [19]), а также его структуру (А.Б. Орлов [12], Е.Т. Соколова [17] и др.). Большое внимание исследователи уделяют изучению особенностей самосознания в разных возрастах. Р. Бернсом описаны особенности представлений о себе у детей и подростков [4], А.И. Липкиной — у школьников [9], И.С. Коном [6; 7], Ф. Райсом [14] — у старших подростков и юношей.

Помимо определения самосознания «в норме», есть исследования, посвященные нарушениям самосознания (Р. Лэнг [10], Е.О. Федотова [20]) и свойствам самосознания у разных категорий испытуемых (О.М. Анисимова [1], Н.Л. Бело-польская [3] и др.).

Отдельные исследования посвящены частным аспектам самосознания. Во многих работах описывается суть самооценки, ее возникновение и развитие, вы-

деляются типы и виды самооценки (например, Е.Т. Соколова [17]). В других исследованиях основное внимание уделяется самоотношению (Н.И. Сарджвеладзе [15], Р.С. Пантилеев [13]).

Наиболее интересным периодом в развитии самосознания можно считать юношеский возраст. В.С. Мухина описывает юность как «период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации других людей, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе» [11. С. 422].

На основании анализа большого количества исследований мы можем утверждать, что самосознание — это особая форма сознания; это свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Самосознание включает в себя три компонента: когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение (самооценка)) и поведенческий.

Отметим, что важными структурными компонентами самосознания выступают самооценка и самоотношение. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Самоотношение как выражение отношения человека к самому себе выполняет функции «зеркала» (отображения себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, внутреннего диалога. Самосознание не задано от рождения, а развивается постепенно. Ключевым этапом в развитии самосознания является юность. В этот период интенсивно развиваются представления о себе, способность к рефлексии, происходит обособление самооценки от оценок окружающих.

Очень важно, что в юношеском возрасте проявляются гендерные особенности самосознания. Юноши и девушки по-разному оценивают свои коммуникативные качества, компетентность, способности, мотивы, цели, желания.

В эмпирическом исследовании перед нами стояла цель сравнения особенностей самооценки и самоотношения юношей и девушек. В исследовании приняли участие 40 испытуемых в возрасте 15—16 лет, в том числе 20 девушек и 20 юношей.

Для достижения цели исследования использовались методики:

— методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

— методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;

— опросник самоуважения М. Розенберга.

Для статистической обработки использовался и-критерий Манна—Уитни.

Полученные результаты представлены в таблице.

Проверка достоверности различий изучаемых параметров в группах юношей и девушек при помощи ^критерия Манна—Уитни

Шкалы Значения U-критерия Манна-Уитни Вывод о достоверности различий

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Самооценка 106,0 Различия достоверны, р < 0,01

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева

Закрытость 175,0 Различия не достоверны, р > 0,05

Самоуверенность 57,0 Различия достоверны, р < 0,01

Саморуководство 117,0 Различия достоверны, р < 0,05

Отраженное самоотношение 107,0 Различия достоверны, р < 0,01

Самоценность 141,5 Различия не достоверны, р > 0,05

Самопринятие 144,5 Различия не достоверны, р > 0,05

Самопривязанность 189,5 Различия не достоверны, р > 0,05

Внутренняя конфликтность 137,0 Различия достоверны, р < 0,05

Самообвинение 104,5 Различия достоверны, р < 0,01

Опросник самоуважения М. Розенберга

Самоуважение 122,0 Различия достоверны, р < 0,01

Самоуничижение 143,5 Различия не достоверны, р > 0,05

Отметим, что самоотношение как выражение отношения человека к самому себе выполняет функции «зеркала» (отображения себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, внутреннего диалога.

Как показало эмпирическое исследование, юноши и девушки различаются по уровню самооценки. Самооценка достоверно выше у юношей. При этом в группе юношей чаще преобладала завышенная самооценка, а в группе девушек — заниженная. Количество испытуемых с адекватной самооценкой в обеих группах было одинаковым.

Также оказалось, что существуют гендерные различия в степени выраженности разных компонентов самосознания. Юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя. Девушки же чаще обвиняют себя, обнаруживают внутренние противоречия и склонны к внутриличностным конфликтам.

На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы.

1. Юноши и девушки различаются по уровню самооценки. Самооценка достоверно выше у юношей.

2. Существуют достоверные различия в степени выраженности разных компонентов самосознания. Так, у юношей достоверно выше уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения. У девушек достоверно выше уровень внутренней конфликтности и самообвинения.

3. Гендерные различия обнаружены и в отношении самоуважения. Уровень самоуважения у юношей достоверно выше, чем у девушек.

Следовательно, мы можем говорить о том, что юноши и девушки различаются по высоте самооценки, по уровню самоуверенности, саморуководства и самоуважения, по степени выраженности внутренней конфликтности.

Выявленные особенности подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что самосознание имеет гендерную специфику. Это согласуется с данными отечественных и зарубежных авторов и свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи и поддержки девушкам для повышения самооценки, самоуважения, принятия и признания себя, своих достижений, своей ценности. Подобная психологическая поддержка может быть реализована в психологических центрах, в школах, колледжах, вузах.

[1] Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дис. . канд. Л., 1984. 17 с.

[2] Беловол Е. В., Рушина М. А. Психологические особенности одаренности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 26—34.

[3] Белопольская Н. Л. и др. Самосознание проблемных подростков. М.: ИП РАН. 2007. 332 с.

[4] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 240 с.

[5] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988. 301 с.

[6] Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.

[7] Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 280 с.

[8] Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 2. С. 5—12.

[9] Липкина А. И. Психология самооценки школьника: автореф. дисс. . д-ра психол. наук. М., 1968. 35 с.

[10] ЛэнгР. Расколотое «Я». М.- СПб.: Лань, 1995. 290 с.

[11] Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 460 с.

[12] ОрловА.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. 128 с.

[13] Пантилеев С.Р., Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91—100.

[14] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

[15] Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мец-ниереба, 1989. 190 с.

[16] Селиверстова М.А. Возможные пути развития уверенности у различных групп учащихся // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М.: РУДН, 2010. С. 324—327.

[17] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Просвещение, 1989. 280 с.

[18] Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.

[19] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 672 с.

[20] ФедотоваЕ.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1985.

[21] Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 1987. 220 с.

PECULIARITIES OF SELF-ESTEEM AND SELF-ATTITUDE

M.A. Rushina, A.V. Orlova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 10/2, Moscow, Russia, 117198

The paper presents the results of the research devoted to the study of gender characteristics of self-esteem and self-attitude in adolescence. Namely, the work considers the theoretical framework of the study and some empirical results of self-assessment and self- attitude. Adolescence was not chosen by chance. It is at this time that there happens a qualitative transformation of consciousness, when the former, children's and adolescents' self-image changes and becomes more mature, objective. The analysis of the literature showed that the problem of identifying the level of self-esteem and self-attitude still remains topical and one of the most studied, especially because the work was focused on gender differences. When there were questions about the study of self-comprehension of the person, the task of reconstruction of the ontogenesis of the conscious self was solved through observing the children and through the analysis of graphic images and texts. Since the 1930s the interest in the study of consciousness has increased dramatically and still has not subsided. As a rule, the subject of such studies are the structure and components of self-consciousness, i.e. how the individual perceives and describes him/herself, what properties of the body and the personality he/she realizes more clearly; mental processes and operations with the help of which the individual realizes, evaluates and defines him/ herself and his/her behavior; the psychological functions of self-consciousness, i.e. how adequate the self-image and personal self-assessment are, what role they play in the self-regulation of behavior.

Key words: gender, self-esteem, adolescence, self-attitude

[1] Anisimova O.M. Samootsenka v structure lichnosti studenta [Self-esteem in the structure of the individual student]: Doctoral dissertation abstract. Leningrad, 1984, 17 pp.

[2] Belovol E.Y, Rushina M.A. Psihologicheskie osobennosti odarennosti lichnosti [Psychological characteristics of gifted personality]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2014, no3, pp. 26—34.

[3] Belopolskaya N.L. et al. Samosoznanieproblemnikhpodrostkov [Self-awareness of the troubled Teens]. Moscow: IP RAN, 2007, 332 pp.

[4] Berns R. Razvitie YA-konceptsii i vospitanie [The development of self-concept and education]. Moscow: Progress, 1986, 240 pp.

[5] Gippenreiter U.B. Vvedenie v obzhyupsihologiu [Introduction to General psychology]: A course of lectures. Moscow: MSU, 1988, 301 pp.

[6] Kon I.S. Psikhologiya ranneiyunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow: Prosvezhenie, 1989, 254 pp.

[7] Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika [Psychology of high school student]. Moscow: Prosvezhenie, 1982, 280 pp.

[8] Kudinov S.I. Psihologicheskie predposilki samorealizatsii zhenschin v sovremennoi Rossii [Psychological preconditions of self-realization of women in modern Russia]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2011, no 2, pp. 5—12.

[9] Lipkina A.I. Psikhologiyasamootsenkishkolnika [Psychology student self-assessment]: Summary of the doctoral thesis. Moscow, 1968, 35 pp.

BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихо^огиn, 2015, № 4

[10] Lieng R. Raskolotoe "Ya" [The Split "I"]. Moscow- St. Petersburg: Lan, 1995, 290 pp.

[11] Mukhina V.S. Vozrastnayapsihologiya [Developmental psychology]. Moscow: Akademiya, 1999, 460 pp.

[ 12] Orlov A.B. Psihologiya lichnosti i suschnosti cheloveka:paradigmi, proektsii, praktiki [Psychology ofpersonality and human nature: paradigms, projections, practice]. Moscow: Logos, 1995, 128 pp.

[13] Pantileev S.R., Vizgina A.V. Proyavlenie lichnostnikh osobennostei v samoopisaniyah muzhchin i zhenschin [The manifestation of personality characteristics of the self-descriptions of men and women]. Voprosypsikhologii [Psychology Issues], 2001, no 3, pp. 91—100.

[ 14] Rais F. Psihologiyapodrostkovogo iyunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and youth]. St. Petersburg: Piter, 2000, 624 pp.

cyberleninka.ru

1.2 Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это самый важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, «Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно, заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли»[10].

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого. Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – в общем, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной)[16]. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [18]. Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых[28]. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, и даже неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами, и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности[37]. Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности[16]. Одной из особенностей и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному[16]. Подростки особенно чувствительны к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества»[12]. Взаимоотношения с окружающими у подростков складываются по-разному. Большинство подростков стараются найти для себя референтную группу. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться[37]. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка[22]. Теперь, я бы хотела рассмотреть, как же протекает процесс формирования самооценки у подростков. Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств[34]. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место[41]. Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Эмоциональные переживания непременно сопровождают любой акт самооценивания и по мере значимости для личности оцениваемого содержания способны существенно преобразовать поступающую информацию[3].

Самооценка у человека проявляется еще в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны. В целом представление подростка о себе самом можно представить как структуру с несколькими компонентами: компетентность в учебе, социальные роли и их проявление, физические навыки (сила, выносливость, работоспособность), физические данные (рост, конституция, внешняя привлекательность, одежда), поведение. В подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающий мир. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка. Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления. Под сопротивлением будем понимать нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то, что она может быть разумной и адекватной, и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие. В каждом характере подростка имеются «точки наибольшего сопротивления» – такие особенности, которые приводят его к еще большей некомфортности, создают дезадаптацию в определенных ситуациях. В таких ситуациях подросток ведет себя неразумно, глупо выглядит в сравнении с другими. В то же время в других случаях ему комфортно, спокойно, нелепости в поведении отсутствуют[16]. На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность[23]. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот [13]. Для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ»[1]. У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, то есть стремления принадлежности к группам себе подобных[17]. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия. Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности[36]. Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, то развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток[39]. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний [34,40]. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения[11]. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку[26]. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих[20]. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектная, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное нравственное и эмоциональное развитие личности. Самооценка подростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку. Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним. Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека. Родителям необходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним[26].

Подводя итоги этого параграфа, мы видим, что подростковый возраст — это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка. Самооценка – это сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений.

studfiles.net